Таким Петрозаводск никто не видел. Музей ИЗО купил уникальную картину

До сих пор оставалось доподлинно неизвестно, как выглядел Петрозаводск в середине XIX века. Первые фотографии с видами города появились только в 1870-е годы, а картин с городскими пейзажами мы не знали. Все исправил внезапный звонок в музей изобразительных искусств, поступивший из Саратова. Владелец уникального полотна с видом Петрозаводска 1850-х годов предложил музею приобрести картину.

   
   

Ценность художественная и историческая

Приобретение стало поистине редкостным по целому ряду причин. Видового пейзажа Петрозаводска середины XIX столетия до сих пор действительно не было, а на картине изображен именно он. На переднем плане – общественная пристань с торговыми рядами и Петропавловская часовня, а на заднем – Воскресенский собор и Петропавловская крепость на нынешней площади Кирова. Виднеются на картине и домовой купол архиерейского дома, и здание Олонецкой мужской гимназии – ныне музей изобразительных искусств. Что не менее важно, пристань оживлена. Предположительно здесь проходит известная Петровская ярмарка 12 июля 1858 года.

Наряду с исторической и этнографической ценностью полотно имеет несомненную художественную ценность. Как отметила искусствовед, хранитель коллекции древнерусского, русского и зарубежного искусства музея Алла Мельникова, картина написана в стилистике европейского искусства архитектурного видового пейзажа XVII - XVIII веков. Такая стилистика высоко ценилась в русском академическом искусстве первой половины XIX столетия. Полотно отличает высокое мастерство живописца, наполненность архитектурными деталями и сложная перспектива, основанная на многофигурной разноплановой композиции.

Фото: Из личного архива

«Это самое значимое приобретение в коллекции русского искусства нашего музея, – подчеркнула директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова. – У нас подобных работ просто не было».

 

За талант и по распоряжению

Написал картину художник Василий Степанович Пармаков (1829 - 1873). Родился он в Петрозаводске и в 1847 году окончил Олонецкую мужскую гимназию, а после занимал должность младшего сменного горного мастера на Олонецких горных заводах, продолжая дело своего отца. Однако в 1850 году его освободили от должности – за талант рисовальщика и по распоряжению министра финансов. Василий Пармаков отправился в Петербург и стал вольноприходящим слушателем в классах Академии художеств.

Будучи уже профессиональным художником, он часто приезжал в Петрозаводск и писал виды города и его окрестностей. Но до сих пор музеям была известна только одна картина Василия Пармакова – «Вид на дом князей Юсуповых в Петербурге». Находится она в музее-усадьбе «Архангельское». Картина «Общественная пристань в Петрозаводске» стала вторым произведением мастера, оказавшимся в собрании музея. Остальные – в частных коллекциях. Например, «Соломенская пустынь в окрестностях Петрозаводска» (1856) и «Поцелуев мост в Петербурге» (1857).

   
   

Подлинность и сохранность

Картина «Общественная пристань в Петрозаводске» тоже до недавнего времени хранилась в частной коллекции. Один из первых владельцев полотна был врачом в дореволюционном Петербурге и проживал на набережной Мойки. Есть версия, что картину ему подарил пациент в знак благодарности. От доктора полотно перешло его вдове, которая сумела сохранить его даже в годы блокады Ленинграда. После она передала картину соседям по коммунальной квартире – на память о добрососедских отношениях, а те уже подарили произведение родственникам из Саратова.

О бережном отношении к картине говорит высокая сохранность. Подлинность петрозаводского пейзажа подтверждена комплексной экспертизой. Проведена она спецалистами научно-исследовательского независимого центра экспертиз имени Александра Бенуа.