В выставочном зале Дома ремёсел в Петрозаводске проходит авторская выставка известного дизайнера Владимира Красовского «40&70». 40 означает сорокалетие творческой деятельности, 70 - юбилей. Около 60 экспонатов расскажут о широком диапазоне работы мастера.
Поспешные вещи
Антон Соловьев, «АиФ-Карелия»: Владимир Вячеславович, какие работы вы делали?
Владимир Красовский: Интерьер самого известного ювелирного магазина, вестибюль ТЭЦ, музей геологии в КарНЦ РАН. Это в Петрозаводске. А в Москве - интерьер гостиницы «Россия» для «Дней карельской кухни». В 1986 году. Его, кстати, оставили почти до сноса гостиницы, хотя рассчитан он был всего на неделю. В Новой Вилге была постоянная сельхозвыставка, которую организовал Иван Ильич Сенькин. Там я в числе прочего сделал планшеты в виде снопов. Проект 1983 года. Делал макет Финского и Кукольного театров. Но они со спецификой. Для слабовидящих. Ведь они архитектуру не воспринимают. Поэтому, чтобы они могли хотя бы тактильно составить представление, сделали такие макеты. Одна из последних работ - музей МЧС. Ещё мозаика в Калевале из смальты.
- А из нереализованных проектов?
- К примеру, памятный знак в честь святого Фаддея Петрозаводского (напоминает часовенку - прим. ред.). Должны были установить рядом с Музыкальным театром, но не установили. Или двор факультета геологии и физики в студенческом городке. Если деньги появятся, к нему, может быть, вернёмся. Это пирамида из нескольких добываемых в Карелии цветных гранитов под пирамидальной кристаллической решёткой и моделью атома. Вообще, примерно 20% проектов оказываются реализованными, 80% - нет. И это нормально в случае любого дизайнера.
- А почему так?
- Знаешь, что хочу сказать. Наверное, тут не надо винить кого-то, тут винить надо самого себя. К сожалению, сочетание хорошего дизайнера и пробивных качеств очень редко встречается. Хороший дизайнер, если чувствует, что вещь несовершенна, не будет её пропихивать. Планка возрастает. Но даже если проект хороший, он не может его пробить, убедить других. Такова беда многих дизайнеров. Часто художник просто не хочет связываться со всем этим. Другая причина - до начала 90-х у художественного совета города был очень высокий ценз. И любая скульптура проходила тщательный отбор. К примеру, скульптура русалки, играющей на инструменте, на углу Пушкинской и Карла Маркса раз двадцать утверждалась на худсовете.
- Это раньше, а сейчас?
- А сейчас стали появляться поспешные вещи. Я их называю «прикольными». Почему-то всем надо что-то «прикольное» поставить. Но ведь такие вещи можно делать только на время, а вещь, рассчитанная на длительный период, должна быть хорошо продумана с точки зрения эстетики, восприятия. Тогда это присутствовало, может быть, с перебором, а сейчас наоборот. Но в то же время сейчас взялись за то, чтобы не появлялось много случайных работ.
- Но всё-таки есть что-то удачное?
- Есть. К примеру, Олимпийские кольца на Кургане.
Студенческая круговерть
- Вы отмечаете сорокалетие творческой деятельности?
- Да, веду отсчёт с 1977 года, с первой выставки студентов ленинградских вузов. Там участвовало человек 15 студентов - Мухинского училища, Репинского института, Герценовского института. Студенты - петрозаводчане, но которые учились в Питере. Учёба - один из важнейших периодов в жизни.
- Следующий этап?
- Следующий - работал в Художественном фонде, рядом с Дворцом творчества, что на перекрёстке Невский - Фонтанка. В 1988 году мы вступили в Союз дизайнеров СССР. Из пяти человек приняли троих. Тогда не принимали просто так, нужно было работы показывать. В общем, это был второй период - до 1992-1994 годов, когда всё стало сыпаться. И в 1994 году, вопреки тому, что всё ломалось, я инициировал создание Союза дизайнеров Карелии. И как самостоятельная общественная организации мы просуществовали до начала 2000-х годов, а потом перешли в Союз дизайнеров России. А в 1998 году меня пригласили на факультет дизайна в Славянский институт преподавать интерьер и оборудование. И там я проработал до 2015 года. На выставке будут представлены и работы моих студентов, которые они выполняли в качестве курсовых и дипломных.
- Какой из ваших проектов вам больше всего нравится?
- Ты знаешь, какой проект больше всего нравится? Работа в Славянском институте. Работа со студентами. Потому что многие из них вышли на приличный уровень. А ещё создание Союза дизайнеров в Карелии. Конечно, и свои работы. Может быть, музей геологии...
- Если о студентах говорить, то, так понимаю, студентами можете гордиться?
- Да. К примеру, в 2015 году одна девочка разработала проект интерьера Дома бокса. А одна из первых моих студенток работает на ТНТ, ведёт телепередачу «Школа ремонта». Марина Пенние. Делает интерьеры для богатеньких буратино. Очень хороший студенческий проект - интерьер первого этажа вокзальных касс. Ещё один мой бывший студент делал эмблему Зимней Олимпиады в Сочи.
Шурупы, гвозди, клей
- Стать дизайнером не так-то просто. Нельзя окончить институт, утроиться в контору и ежедневно ходить на работу.
- Нет, конечно. Работа дизайнера - это 24 часа в сутки и до конца жизни, и всё время будешь недоволен собой. Что бы ни сделал - всё равно ходишь, мучаешься: не так и не то. Но что нужно для дизайнера? Как хорошему музыканту - слух нужен. С одной стороны. С другой - взрослые должны вовремя заметить и раскрыть способности ребёнка. Вот раньше черчение было с 4 класса. Тогда учительница меня и подвигла к рисованию. Студии, оформление газет - я стал всё время находиться в этом потоке. Дизайнер - это профессия, которая чем раньше, тем лучше. Кругозор тоже необходим. И знание профессиональных компьютерных программ.
- Сейчас - программы, а как работали тогда?
- Какие тогда материалы были? ДВП, ДСП, шурупы, гвозди, клей, чёрно-белая фотография. Но чёрно-белые фотографии делали больших размеров. К примеру, в Карелгражданпроекте могли делать большого формата. С фотографом Семеном Майстерманом мы снимали город с вертолёта. Готовили выставку в 80-х «Строительство на Северо-Западе». Делали панорамные фото - 5 м на 90 см.
- Когда вообще слово «дизайн» появилось?
- Скажем, в Питере в 70-х оно употреблялось, но в официальных документах не писалось. Но в Ленинграде был такой Всероссийский институт технической эстетики. Говорят, в Советском Союзе дизайна - как и секса - не было. Но он был, только назывался - техническая эстетика.
- Звучит же.
- Вот ты прав, хорошее сочетание. Вообще, основа дизайна - это промышленный дизайн. Интерьерный дизайн близок к архитектуре, а промышленный - это уже конец XIX - начало XX века. Промышленный дизайнер проектирует машину, холодильник, всевозможную утварь. Техника и эстетика повязаны вместе. Поэтому техническая эстетика - более точный термин. Здесь два принципа: удобство и красота. Что удивительно - удобное и красивое сочетаются вместе. Как говорили, некрасивый самолёт не полетит. Поэтому дизайнеру нужно быть и инженером, и конструктором, и художником. К примеру, машину нужно сделать и красивой, и удобной. Поэтому и продаваемой. Вот сейчас «Лады» стали покупать. А в Америке, когда произошёл серьёзный кризис в конце 1920-х, они стали привлекать дизайнеров и продавать продукцию в Европу. И вышли из кризиса. Поэтому профессия нужнейшая.