«Иногда зритель готов думать, иногда – нет»

Ирина Старикович, спектакль "Другой человек" © / Театр драмы "Творческая мастерская"

Популярная актриса театра драмы «Творческая мастерская» Ирина Старикович смотрится как в драматическом произведении или комедийном спектакле, так и в сложной авангардной постановке. Зритель любит Ирину и, отправляясь в «Творческую мастерскую» многие идут именно «на Старикович». Между тем, «АиФ- Карелия»  узнал, что актриса, недавно получившая звание заслуженной артистки Карелии, в театр попала случайно.

   
   

Мытарства перед дверью

Дария Цыганкова «АиФ- Карелия» : Вы всегда мечтали быть актрисой?

Ирина Старикович: Удивительно, но нет. В детстве я была очень неуверенной в себе, и несмотря на это, все театральное меня жутко привлекало. У нас во дворе были две девятиэтажки, а рядом кочегарка, дымоход которой служил нам, детям, сценой . Забирались на нее, читали стихи, пели песни… После школы я, как и все мои сверстники, совершенно не знала, куда пойти учиться . Ехать в Питер смелости не было и за компанию со своими одноклассниками я решила поступать на учителя начальных классов. Не поступила, не сдала математику. Встал вопрос о том, что надо идти работать. И вот он счастливый случай судьбы. Меня взяли на работу в русскую драму бутафором-декоратором, это ли не радость узнать как театр устроен изнутри . Я проработала там три года. Помню, как после свой основной работы приходила на третий ярус и наблюдала за ходом репетиций. Потом были попытки поступить в Петербург, но безуспешно ,затем год учебы на прикладном отделении в колледже культуры в Петрозаводске и уже после всех этих мытарств - учеба в актерской студии при «Творческой мастерской» под руководством народного артиста России и Литвы Ивана Петрова. Весь этот путь я прошла не зря – вот уже двадцать лет на сцене.

 - Вас часто называют драматической актрисой, согласны с этим?

- Я думаю , что я - хорошая актриса… И да ,я драматическая актриса. Мы все актеры драмы. Но если говорить про амплуа, то в моем репертуаре очень мало комедийных ролей, да и комедий в нашем театре маловато. Играю больше «униженных и оскорблённых», как я их называю. Конечно это не простые женские судьбы. Все эти образы очень мне дороги , и любимы. Получается, выпускалась характерной актрисой, а стала лирическо - драматической. Видимо, комических старух буду играть на пенсии.

 - А как вы выходите из образа? Есть особые ритуалы?

 - Шлейф у спектакля всегда разный. Иногда я даже удлиняю путь домой после спектакля, иду «огородами», чтобы немножко сбросить с себя весь этот груз. Домой пришла - надо поесть, заземлиться. Да и спать сразу не ляжешь, все проигрываешь… снова и снова. Но ведь многое зависит и от зрителя , ведь он тоже участвует в процессе спектакля. Конечно, он всегда благодарен, но, иногда он, смотрит на происходящее и не понимает, можно смеяться или нет. Вообще, наш северный зритель боится показать свои эмоции! Вот у нас есть постановка «Другой человек» - спектакль-абсурд, он не конкретный, очень сложный спектакль. В нем есть зона реальности, зоны фантазии. И здесь уже все от зрителя зависит, иногда он готов думать, а иногда и нет...

   
   

Театр со стороны

 - Вас многие знают и по замечательным рекламным роликам. Реклама это способ заработка или хобби для души?

 - Точно не заработок. Это интересный творческий процесс, когда можно сыграть еще одну роль. Это кино: посмотреть на себя со стороны, подурачиться, если получится. Новый опыт.

 - Сами любите ходить в театр?

 - Люблю, но каждый раз это очень выматывает, и забирает много энергии .Факторов- масса. Например ,если смотрю плохой спектакль , я так переживаю , как будто это я так плохо играю . И ты не можешь это переварить и не можешь с этим смириться ,а люди сидят и хлопают, думаешь это же плохой вкус ,плохая игра , а им нормально. И начинаешь свою работу сравнивать: может они по такому же шаблону и на наши постановки ходят? Но если это прекрасный спектакль, это подарок и долгий заряд для актерского потенциала, хочется горы свернуть. Актерство требует больших энергетических затрат. В последнее время уже даже фазы луны смотрю, если творческие дни – тогда и процесс на сцене просто как фейерверк , а есть тяжёлые дни и спектакли играешь, как будто жернова крутишь. Зритель конечно этого не замечает и сморит свою версию происходящего. И тем не менее, я очень люблю свою работу , это так интересно быть « другим » человеком - как путешествие во времени.

Политическая йога

 - Вы занимаетесь йогой, как она вообще пришла в вашу жизнь?

 - Йога, как раз-таки, помогает не принимать все близко к сердцу. Заниматься начала, смотря на своего мужа, он очень давно преподает йогу. Ведь мужчина идет к просветлению только через свою женщину, поэтому мне пришлось начать за ним поспевать. Сначала мне было очень сложно, особенности кундалини–йоги школы Йоги Бхаджана в том, что все приходится делать с закрытыми глазами. И ты остаешься наедине со своими мыслями, со всем своим накопленным багажом, он весь во всей своей красоте перед тобой встает. И постепенно йога стала необходимостью, как воздух .Практикую ее уже почти семь лет. В первую очередь она научила расставаться с прошлым. Тем прошлым, которое тянет назад. Отпускать обиды, зависти. Практика помогает расставить акценты, понять, из чего состоят наши эмоции, как они возникают. Йога дала навык анализировать. А еще, она учит говорить правду. Говорить то, чего раньше не сказал бы , искать нужные слова, которые не обидят человека. И, наверное, самое важное, помогает услышать другого человека. Ведь другой человек- это ты.

 - Заговорили о правде, давайте тогда политики коснемся. Скоро выборы, нет ощущения, что все происходящее - тоже театр? Политики- актеры, избиратели- зрители?

 - Я думаю, что публичность людей, которые идут на выборы - это тоже некое актерство. Но, я очень насторожено к этому отношусь .Раньше у общества были одни идеи, а сейчас я чувствую разобщённость. С самого детства я была эдакой революционеркой, всегда боролась за правду. За «униженных и оскорблённых» …может поэтому я сейчас играю много таких ролей! И на выборы я в основном всегда хожу. Только почему-то читаю не биографии кандидатов, а сразу смотрю на их фотографии, так и выбираю. Интуитивно, что ли. Хотя от политики, как не пытайся, скрыться все равно не получится. Вот, например, одна из йога-учителей Надя Шумихина делала одиночную акцию у правительства Карелии в поддержку Светланы Чечиль. Она решила, что с плакатом не пойдет, а поддержит свою ученицу таким образом: сделает 108 сурья намаскар - приветствие солнцу, передаст, таким образом, ей свою энергию. Я считаю, что это смелый поступок.

 - А что бы вам самой хотелось бы сыграть? Есть роль мечты?

 - Раньше очень хотелось сыграть булгаковскую Маргариту. Я увидела параллели, её внутренний образ. Он сложный ,и неоднозначный. Там как на качелях, то вверх то вниз. И, однозначно, мой.

Досье «АиФ-Карелия»
Ирина Старикович – родилась в Петрозаводске, закончила 34-ю школу. Заслуженная артистка Карелии, окончила актерскую студию при «Творческой мастерской» под руководством народного артиста России и Литвы Ивана Петрова в 1996 году. Ирина Старикович – исполнительница главных ролей во многих спектаклях театра и по праву принадлежит к тем актерам, которые особенно любимы и узнаваемы зрителем.

Смотрите также: