Снимите это немедленно! Ролан Быков напугал попутчика рогами

Кадр из фильма

Из довольно многочисленных историй, связанных с фильмами на карельской натуре, расскажу лишь две, к которым сам имел касательство или слышал из первых уст.

   
   

Нечистая сила за рулем «Жигулей»

Известный советский киноактер и режиссер Ролан Быков в середине 70-х участвовал в съемках фильма «Деревня Утка». Происходило все это под Петрозаводском, в Кондопожском районе, а именно в поселке Гирвас и деревне Святнаволок. Тогда он впервые приобрел и начал осваивать автомобиль. Как многие новички, тут же «обновил» игрушку, врезавшись в забор. Сидевший рядом режиссер предостерегающе крикнул, но водитель оплошно «затормозил» педалью газа.

В перерыве между съемками Ролан Антонович впервые самостоятельно съездил в поселок Гирвас по лесной дороге. Решил не прерывать творческого процесса, и поэтому отправился в путь прямо в обличье главного героя фильма, домового Шишка – то есть в потертой шубе, старой шляпе и валенках. Уж очень хорош и трудоемок был грим, чтобы возобновлять его несколько раз на дню. По дороге взял голосовавшего мужчину и ехал, приятно беседуя с попутчиком. Вдруг тот замолчал и начал как-то судорожно жаться к дверце. Похоже было, что он собирается выпрыгнуть из машины, только бы улучить подходящий момент. Увлеченный разговором, Быков не заметил, как снял свою видавшую виды шляпу – и потрясенный пассажир увидел у него на лысине маленькие рожки, сооруженные гримером. Всю остальную дорогу Ролан Антонович успокаивал перепуганного туземца, который долго не приходил в себя и уже мысленно прощался с белым светом. Наверное, он готовился к еще более ужасным встречам с нечистой силой где-нибудь на Лысой горе под Киевом, куда неминуемо привезет его рогатый извозчик.

Куда смотрит советская власть

На этом приключения Быкова-Шишка в Гирвасе не закончились. Когда такой «старичок» зашел в магазин проведать стоящую в очереди жену, он, безусловно, стал центром внимания: клочковатая бороденка, потертый заплатанный зипунок, старые растоптанные валенки и такая же по качеству войлочная шляпа. Быков и появился-то там буквально на минуту, однако и этого оказалось вполне достаточно. Самый впечатлительный и слегка подвыпивший мужик едва ли не со слезами на глазах прокомментировал событие: «Эх, ведь сколько годов уже советская власть, а какая беднота-то еще встречается, товарищи дорогие!» После чего он нетвердой походкой ринулся вслед старичку то ли помочь ему донести покупки, то ли поддержать материально ввиду такой вопиющей бедности. Но когда увидел, как дедок по-хозяйски садится на водительское сиденье новехонького «Жигуля», в адрес псевдобедняка понеслись самые изощренные проклятия. Пожелания и аттестации не умолкали, даже когда машина обманщика давно скрылась из виду: «Ведь бывают же такие жлобы – одеться-обуться не во что, а охота повыпендриваться на «Жигулях»!

В магазин с автоматом

В деревне Сяргилахта летом 1972 года Станислав Ростоцкий снимал свой знаменитый фильм «А зори здесь тихие». Надо было так случиться, что там же арендовала нижний этаж в большом доме Тупицыных и наша семья. К моему огорчению, на съемки попасть не удалось (целый месяц был в совхозе), зато наши ребята с истфака и пединститута «засветились» там по полной. Из второкурсников помреж отобрал самых рослых и «арийской внешности», их приодели в десантные комбинезоны и шлемы, вооружили немецкими автоматами. Едва ли не целый месяц они бегали по лесу, паля холостыми по девушкам-зенитчицам. И даже после съемок не хотели расставаться со всей этой экипировкой, гордо являясь в магазины и столовые при форме и оружии.

«Немецкие диверсанты» на съемках. Крайний справа студент ПетрГУ Александр Кожанов. Фото: Из личного архива Александра Кожанова

Голые девки режиссера Ростоцкого

Зато в то лето наслушался рассказов о самых волнующих моментах съемок. В первую очередь – о редких в те времена эпизодах с обнаженной натурой (знаменитая сцена в бане снималась не здесь, в студии). Старушки-карелки осуждали «начальника съемок» за непозволительную вольность: «Вон ведь чего удумал – чтоб голые девки по деревне бегали! Дак ведь не маленькие, большие девки-то!»

Старушки вроде допускали, что девочки-подростки еще могут показаться без купальников (смотреть вроде не на что!), а вот те, которые на выданье – это авой-вой. Кто их после этого замуж возьмет? Недовольны были хозяйки и военным шумом-гамом в деревне, отчего коровы стали хуже доиться.

   
   

Одобрительно отзывались они лишь о ценах, которые установились в то лето на молоко-сметану и на озерную рыбу. Из вещественных следов деятельности киногруппы в окрестностях Сяргилахты долго оставался макет хвостовой части немецкого самолета-разведчика на небольшом каменистом островке да одна стенка деревянной «часовенки», сколоченная из горбыля. Она была укреплена тросами-оттяжками, издали действительно производя впечатление чего-то объемного. На следующий год ее уронило ветром.

Добавлю, что после выхода повести писатели Карелии нашли множество недочетов: фронт здесь держал не вермахт, а финны, сбить хорошо бронированный самолет-разведчик («раму») было почти невозможно, канал взрывать не имело смысла, так как он был недействующим… Но больше всего писатели сокрушались, что прошляпили такой замечательный сюжет!