«Мягкая сила» коренных народов

Карелия примет участие в Международном годе языков коренных народов, которым Ассамблея ООН провозгласила 2019 год. Станет ли это обычным мероприятием, проводимым для галочки, или может напрямую сказаться на повседневной жизни жителей региона, мы поинтересовались у эксперта ООН по правам коренных народов Алексея Цыкарева.

   
   

Не стало «фестивалем»

Сергей Хорошавин «АиФ-Карелия»:  Алексей, ООН, ЮНЕСКО и прочие международные организации проводят множество различных семинаров, конференций и так далее, но зачастую прямого влияния на ситуацию на местах они не оказывают. Не получится ли сейчас что-то подобное?

Фото: Из личного архива/ Алексей Цыкарев

Алексей Цыкарев: Когда мы с коллегами выносили на обуждение ООН предложение объявить Международный год языков коренных народов, мы подчеркивали, что он не должен превратиться в серию фестивалей, а был бы наполнен эффективными мерами по спасению уникальных языков от ассимиляции и исчезновения, причем как на глобальном уровне, так и на уровне государств и регионов. Международный год нужно рассматривать как возможность для принятия дополнительных мер поддержки языков коренных народов, многие из которых находятся под угрозой исчезновения. Сейчас ЮНЕСКО разрабатывает план действий для 2019 года, но я далек от мысли, что мы должны всю работу делегировать только этой организации. Свои планы действий могут принять как страны, так и регионы и отдельные муниципалитеты – каждый может отработать на своем уровне.

Прежде всего, на мой взгляд, необходимо отладить систему обучения и сделать все, чтобы дети и молодежь имели желание и возможность изучать языки. Необходимо повысить число носителей: в мире существуют успешные практики и методики ревитализации языков, которые можно брать на вооружение. Международное внимание к теме позволит создать условия для обмена между специалистами и практиками, вовлеченными в обучение. Чтобы все получилось, нужно провести большую подготовку.

В ходе своей избирательной кампании нынешний глава Карелии Артур Парфенчиков активно использовал обращение к национальным корням жителей региона Фото: пресс-служба правительства Карелии

Я помню, когда в Карелии проводился Год карельского языка – между прочим, довольно неплохой опыт для первого раза – его программа еще версталась, когда сам год уже стартовал. Немаловажным является и достойное финансирование со стороны государств. На глобальном уровне для этих целей предлагают создать специальный фонд, который будут администрировать представители коренных народов. Думаю, в целом этот Международный год будет нести огромное символическое значение, потому что самые высокопоставленные политики и дипломаты так или иначе должны будут реагировать на мероприятия года. Строго говоря, для активистов это повод напомнить о себе, постучаться во властные кабинеты, ссылаясь на документ уровня Генеральной Ассамблеи ООН.

Сейчас в Карелии живут и развиваются некоторые проекты, связанные с сохранением карельского языка – из числа самых любопытных и востребованных я бы назвал бесплатные курсы карельского языка. Научиться говорить и читать на собственно-карельском и ливвиковском наречиях могут в Петрозаводске все желающие, независимо от уровня знания языка и возраста. Причем для первого года обучения занятие –бесплатное. Организуют курсы «Союз карельского народа» и Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия. Есть инициативы по расширению использования языков в Интернете, создание карелоязычного сегмента Википеди, онлайн-курсов карельского и вепсского языков. И таких примеров должно стать больше, тем более, что интерес к языкам коренных народов в регионе растёт. Да и общественные организации активны, в сентябре в Петрозаводске вновь прошло обсуждение статуса карельского языка в системе языков народов Российской Федерации. В том числе обсуждались и правовые аспекты. Как вы знаете, Карелия остается единственной республикой в составе России, у которой язык титульного населения не имеет статуса второго государственного. И в рамках подготовки к году Международных языков коренных народов мы будем об этом говорить чаще и активнее, выступать с различными инициативами, в том числе и законодательными.

Первый в мире исполнитель рэпа на карельском языке 

Право на согласие

-Центр «Молодая Карелия» к юбилею Декларации ООН о правах коренных народов опубликовал ее текст на ливвиковском и собственно-карельском наречиях карельского языка. В чем её суть, каковы главные тезисы, которые применимы к республике?

   
   

- Декларация ООН о правах коренных народов – это документ, прежде всего определяющий ориентиры, к которым необходимо стремиться в области прав коренных народов. Государства – члены ООН и сами коренные народы, которые участвовали в написании Декларации, согласились с тем, что именно то, что зафиксировано в этом документе, является минимальным стандартом. Но самое важное, на мой взгляд, это то, что хотя Декларация сама по себе не является обязательным документом, но вот почти все его параграфы в отдельности – вещи обязательные, поскольку они в той или иной форме перекочевали в текст Декларации из различных международных договоров, которые большинство государств подписали и ратифицировали. Де-факто это делает положения Декларации обязательными к исполнению. Эксперты называют Декларацию «мягким правом» или «мягкой силой» коренных народов, хотя есть примеры, когда она становится силой вполне осязаемой. Например, Боливия имплементировала Декларацию в национальную конституцию. Сейчас то же самое делают некоторые регионы в федеративных государствах, например, в Мексике и Канаде. Это к разговору о том, как регионы могут использовать данный документ – можно менять законы, улучшать стратегии и практику, ориентируясь на международные стандарты, которые олицетворяет Декларация.

К примеру, одним из основополагаюих прав, зафиксированных в Декларации, является так называемое «право коренных народов на свободное, предварительное и осознанное согласие». Имеется в виду согласие на реализацию того или иного проекта (промышленного, исследовательского и так далее) на землях коренных народов. У коренных народов есть право дать согласие на реализацию этого проекта или отказать. И это право должно быть обеспечено на всех этапах проекта. При этом с общинами коренных народов заранее должны пройти консультации без всякого давления, подкупа, с предоставлением полной информации о возможном влиянии проекта на экологические и социо-культурные условия проживания коренных народов.
Коренные народы российского Севера прекрасно научились пользоваться своими правами Фото: Из личного архива

- Но что-то я ни разу не слышал, чтобы в Карелии этим согласием интересовались. При том, что конфликты между бизнесом и местными жителями – из-за разработки карьеров, или, к примеру, охотничьих угодий - возникают постоянно. У нас игнорируют Декларацию ООН?

- Это общемировая проблема. Сейчас наметились некоторые положительные тенденции. Скажем, на федеральном уровне обсуждается законопроект об этнологической экспертизе, которая позволт учитывать мнение коренных народов и проводить анализ не только экологического, но и социального и культурного влияния проекта. Такой закон уже работает в отдельных регионах, например, в Якутии. Но отсутствие федерального аналога развязывает руки промышленным компаниям.

Для многих коренных народов, скажем, для карелов, препятствием является его «многочисленность». Дело в том, что российское законодательство избирательно трактует понятие коренного народа, выделяя из всего множества коренные малочисленные народы, численность которых не превышает 50000 человек. Их согласие требуется, и мы время от времени слышим про какие-то истории, связанные с этим, в местах компактного проживания ненцев или манси. В Карелии же под категорию коренных малочисленных народов попадают только вепсы, карелы – тоже коренной народ, но их более 50 тысяч человек.

Справедливости ради, стоит отметить, что принцип свободного, предварительного и осознанного согласия применяется в некоторых отраслях промышленности довольно последовательно. Например, в лесной отрасли многие предпреятия проходят добровольную сертификацию Лесного попечительского совета, которая предусматривает обязанность лесопользователей проводить консультации с коренными народами. В противном случае сертификат отзывается, и предприятие несет имиджевые потери и не может свободно вести торговлю. Я сталкивался с этим, когда мы боролись за леса в Беломорском районе. Тогда нам не удалось пойти по пути консультаций с карелами как с коренным народом как раз в силу законодательных аспектов этого понятия в России, но нам удалось задейстсовать другой механизм – консультации с местными общинами. Но во многих других отраслях проблема остается серьезной, особенно там, где функционируют добывающие отрасли. Консультации часто не ведутся при выделении охотничих угодий, когда земли коренных народов отчуждаются без согласия.

Интерес к карельской культуре и языку в республике постоянно растёт Фото: пресс-служба правительства Карелии

Самоидентификация

- Время от времени звучат предложения и поморов признать коренным народом России.

- Это во многом вопрос самоидентификации. Поморы сами считают себя коренным народом? Существуют ли органы самоуправления? То есть съезд народа, например, или какая-то иная репрезентативная организация, которая уполномочена представлять народ? На последней полемике на этот счёт, где я присутствовал, несколько учёных заявили, что наука считает поморов частью русского народа, и хотя, действительно, есть люди, которые в переписи указывают свою национальность - «помор», пока это все-таки лишь вопрос личного выбора, не более того. Сам народ должен четко заявить о своей принадлежности к коренным, но и другие международно признанные критерии также должны учитываться.

- Что сейчас с организацией «Нуори Карьяла», которая прекратила свою работу после признания «иностранным агентом»?

- Организация лишь ненадолго прервала свою работу. Тепепь она вновь зарегистрирована, есть хорошая команда, есть идеи и планы – будем работать. Мы сфокусировались на языке, культуре, культурной дипломатии и распространении знаний о правах коренных народов и международных стандартах. Мы планируем продолжить проводить этновечеринки с живой музыкой, поддерживать творческих людей, развивать онлайн-курсы карельского и вепсского языков. Я считаю, что именно благодаря работе общественных организаций не происходит значительного демонтажа ранее достигнутых результатов. Но наша цель – не только оглядываться и заделывать брешь, но и смотреть вперед и вкладываться в развитие. Общение с такими же как мы в других регионах и странах тоже очень важно, оно позволяет взглянуть на себя и свою работу под другим углом. Организации пробивают себе дорогу сквозь асфальт всевозможных бюрократических барьеров. За это ничего не платят, но идея сохранить свою культуру настолько сильна, что люди вкладывают свои небольшие средства, жертвуют свое время на эту деятельность.

Справка
Алексей Цыкарев - общественный деятель, международный эксперт по правам коренных народов. Член Совета представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия. С 2013 года - член Экспертного механизма Организации Объединённых Наций по правам коренных народов, в 2015-2016 г.г. возглавлял Экспертный механизм. В качестве международного эксперта занимается подготовкой исследований по правам коренных народов для Организации Объединённых Наций. Сотрудничает с рядом университетов мира в области изучения коренных народов.