На одной из последних репетиций в зале Карельской государственной филармонии перед концертом симфонического оркестра: за пультом - Мариус Стравинский, рядом с ним с ним в простеньких джинсиках паренек со скрипкой, на вид – совсем еще юноша. Идет отработка самой сложной части программы – концерт № 4 Альфреда Шнитке. Который прозвучит в рамках федерального проекта «Звезды XXI века». Все сосредоточены, дирижер то и дело останавливает звучание, что-то тихо обсуждает с юношей-солистом, и, придя к какому-то соглашению, они кивают друг другу. Палочка маэстро взмывает вверх, и зал наполняет щемящая мелодия великого композитора.
У каждого свое восприятие музыки, как бы не трактовали ее звучание музыковеды. И я не исключение. Под «Битлз» я буду видеть смешную желтую подлодку и убегающую из дома Элеонор Ригби, в светлых песнях Грига – красоту своего карельского севера. Моцарт мне подарит менуэты…
Эта музыка Шитке нарисовала в моем мозгу картину страдания одинокого человека, взывающего к Богу. Человека, вокруг которого сплотились темные силы, пытающиеся своим свирепым звучанием одолеть его, заставить замолчать. А он, защищаясь единственным оружием – скрипкой, возвышает ее пронзительный звук до небес.
Он – это Айлен Притчин, та самая звезда XXI, скрипач-виртуоз, победителем множества конкурсов скрипачей – от Франции, России до Японии. А вне сцены очень милый, слегка застенчивый молодой человек, которому ну ни как не дашь 28 лет.
Марина Трубина: Айлен, а как Вы чувствуете музыку?
Айлен Притчин: Чтобы ответить на этот вопрос, надо покопаться в моем детстве. Хотя я рос в Санкт-Петербурге, культурной столице России, меня нельзя назвать потомственным музыкантом. Мама – человек вообще редкой профессии - картограф, папа окончил вуз, связанный с метеорологией. У него много друзей и почти все, так или иначе, связаны с физикой. Они-то и увлекли меня в мир точных наук, и, параллельно с музыкальной, я стал ходить в физико-математическую школу.
- Казалось бы, совсем несовместимые вещи…
- А вам не приходилось встречать математика, для которого цифры и формулы складываются в симфонию? Он ими наслаждается, как музыкой. И я это понимаю. Музыкальное произведение и его исполнение – это тоже математический расчет. Его можно представить, как конструкцию еще невиданного здания: вот фундамент, колонны, арка. Они крепятся друг с другом особыми связями, которые должны быть выверены до совершенства. Кстати, вы знаете, что пропорции в некоторых произведения Баха соответствую пропорциям «золотого сечения»? Вот вам мой ответ музыканта «с математическим уклоном».
- Вы уже в пятый раз гастролируете в Петрозаводске?
- Да, но с вашим симфоническим оркестром играю впервые, и, конечно, волновался, как у нас получится. Концерт № 4 Шнитке - очень сложная вещь, и поэтому исполняется редко. Но ваши музыканты оказались на высоте. Да и с Мариусом Стравинским я уже работал в оркестре имени Светланова - знаю его технику.
- Айлен…
- Имя? Я ждал этого вопроса с самого начала. Моя мама по национальности русская, папа - вьетнамец. И по его лини у нас в роду существует традиция, которая неукоснительно соблюдается. Один из предков отца написал поэму и оставил потомкам такое завещание: каждому родившемуся в семье ребенку должны дать имя, начинающееся с первого слога каждой строфы этой поэмы. На Востоке такие ритуалы соблюдаются неукоснительно, и когда на свет появился я, то предназначавшаяся мне строфа начиналась на «Ай». Остальное додумали родители. Мне нравится.
- Коль мы затронули личную жизнь, Вы женаты?
- Нет, но могу сказать, что встречаюсь с одной милой девушкой.
- Кулинарные пристрастия?
- Я люблю хорошую кухню, но наспех могу съесть все, что угодно. А вы знаете, что первым делом делают артисты, приезжая в незнакомый город на гастроли? Сначала смотрят зал, где будут выступать, а потом, спрашивают, где вкусно кормят.
- И последний вопрос. Как современное общество принимает искусство?
- Я уже знаю, что все билеты на наш концерт проданы, что меня не удивляет - петрозаводская публика, я бы сказал, жадна на хорошую музыку, новых исполнителей. Но и ваши музыканты тоже всегда в почете. Спасибо им за это!
А самим оркестрантам - низкий поклон. Я знаю, сколько сил они отдают своей работе и какое вознаграждение получают. Это - несоизмеримо. И если общество отдает им должное аплодисментами и любовью, то государство должно им своей материальной поддержкой. Очень хочу надеяться, что это произойдет.
Вот такие они – звезды XXI века!
Смотрите также:
- Нашлись ли подростки из Петрозаводска, которые пропали на каникулах? →
- Пропавших без вести петрозаводских подростков нашли в Петербурге →
- Где в Петрозаводске будет велодорожка? →