Петрозаводчанка Наталия Крылова с сыном Женей оказалась в Крыму в самый разгар наводнения. Что там происходит, она рассказала в своей хронике событий.
В Крым мы приехали 15 июня, 16 и 17 в море была высокая волна, купаться не разрешали. А вечером 17 начался ливень. Обычно в Крыму дождь идёт ночью: потом встанет солнце, и к утру следов влаги уже не найти. Но в 2021 году крымские дожди шли с интенсивностью от четырех до восьми вёдер на квадратный метр. И чем выше гора по соседству, тем быстрее и обильнее селевые потоки. 17 июня поплыла Керчь, 18 – Ялта. Мы живём около Ялты, и у нас невдалеке высочайшая точка Крыма – Ай-Петри, так что деревню Гадюкино (зачеркнуто) пгт Кореиз смыло.
Масштаб катастрофы
Утром 18 июня соседний магазин залило, дождевики купить было негде. Автобусное сообщение с Ялтой уже было приостановлено, но окрестные парки – Дюльбер, Чаир - ещё работали. После ливня все высыпали на улицы. Купаться было невозможно – море грязное и холодное из-за горных потоков, уехать невозможно – ревущие потоки размыли дорогу. Люди гуляли по трассе от одного потока до другого, звонили друзьям, снимали видео, делились известиями. Масштабы катастрофы были ещё непонятны. От гуляющих слышали, что Ялту отрезало наводнением, где-то на пути переворачивало и уносило в море машины – не знаю, правда ли, но рейсовые автобусы в Ялту и из Ялты не ходили. К вечеру прибрежное море приобрело стойкий коричневый цвет из-за сбегающих в него мутных потоков. Подробности о наводнении в Ялте узнали вечером из центральных новостей.
С утра 19 июня вышло долгожданное солнце, стало отлично видно, как выглядит море после наводнения: четкая яркая коричневая полоса – в воде плавают шишки, ветки, темная взвесь. Хорошая погода, штиль, но купаться негде. Запрета на купание вроде пока нет, но он и не нужен: в такое море никто не лезет.
20 июня мы шестой день в Крыму, ни разу не купались. Стало тепло, шторма нет, но море холодное и грязное, купание уже официально запрещено из-за схода грунтовых вод. Купили сачок, дети помогали работникам чистить пляж от механического мусора. Некоторые купаются. Транспортное сообщение в районе Мисхора пока не восстановлено. Парки и дворцы закрыты. Изучили все окрестности, благо тут всё сосредоточено рядом: посмотрели на зАмки издалека и на замкИ вблизи. Введен режим ЧС в Ялте и окрестностях «до нормализации обстановки». Третий день после наводнения, потоки по-прежнему бегут.
Ялта купается
21 июня ночью был дождь, но утром тепло. Объездным путем выехали в Ялту. На въезде в город стояли в пробке почти полчаса. В Ялте последствия наводнения видны, но люди легко относятся к неудобствам. Набережная уже полностью очищена и отремонтирована. Снова ходят теплоходы. На ялтинском пляже люди вовсю купаются, вода +18. Если на нашем пляже говорят: «Купание категорически запрещено», то в Ялте: «Купание может принести вред вашему здоровью», и никто не обращает на это внимания. Кругом бананы, катамараны, катера, в воде все резвятся, ныряют с буна и т.д. Но отсутствие спасателя на вышке говорит о том, что купание несанкционированное.
В центре наиболее загрязнены поймы рек Водопадной и Дерикойки: вдоль них много мусора, подземные пешеходные переходы забиты. Под ногами – коричневая грязь. Над городом клубится серая пыль. Магазинчики, лавочки, аптеки, которые хранят товар внутри, сушат и чистят то, что осталось. Крокодилы из крокодиляриума все живы, пережидают неудобства в Алуште. Много солдат: Ялту убирают воинские части и примкнувшие к ним волонтёры. Открыт Историко-литературный музей на Пушкинской, 5. Работает городская канатная дорога, и на горке функционируют все развлечения – от тира до Музея автомобильного искусства. Когда гуляешь по набережной и ешь мороженое, ощущения недавней катастрофы нет.
Снова ливень
22 июня ночью был дождь. Парки и дворцы не открыли – губернатор Крыма Сергей Аксенов подписал указ о продлении режима ЧС. Дождь вошёл в обычный крымский ритм: идёт каждую ночь, и грязевые потоки на фоне предыдущих ливней не прекращаются. Море в Мисхоре теплое, с утра к берегу подплывают рыбки. Говорят, вчера было полно медуз, что вроде бы должно говорить о чистоте воды, но в предыдущий вечер всех выгнали и пляж закрыли. Объявление гласило: «Убедительно просим отдыхающих покинуть зону купания до получения результатов анализа качества воды». Но жарко, и народ купается несмотря на запреты. Визжат на мелкоте дети, плавают почтенные матроны. Рядом на соседнем пляже из толстой трубы с грохотом низвергается в море коричневый мутный поток. Заработали все канатные дороги, даже на Ай-Петри.
23 июня ночью опять был ливень. К пляжу шли, шлепая по потоку: вода сбегает со склонов, струится по асфальту и бежит к морю. Охранник при входе на пляж сообщает, что купаться нельзя. По его словам, взяты анализы воды, и учёные выращивают в пробирке холерную палочку: она не растет, видимо, но на всякий случай всё запрещено. Задаю вопрос: «А есть ли место, где купаться можно?». «Да», - вдруг отвечает мне охранник и рассказывает о пляже Кацивели. Впервые слышу о таком, но бешенной кобыле семь верст не крюк, и мы двигаем в сторону Симеиза. В Кацивели тоже потоки с гор, но место более пологое и море почище: в основном, механический мусор. Вода прозрачная, в ней видны рыбки и медузы.