Марина Кузнецова:« Я 17 лет за «штурвалом»...»

В этом году на школьной форме учеников гимназии появилась новая эмблема - Ломоносовская © / Фото с сайта Гимназии / Из личного архива

19 ноября 2016 года Ломоносовская гимназия (№37) отметит 55-летие. Накануне этой важной даты одного из самых успешных учебных заведений карельской столицы гостем нашей редакции стала директор гимназии Марина Иосифовна Кузнецова. Она рассказала «АиФ-Карелии» о современных подходах в образовании и о том, каким должен быть директор современной школы.

   
   

Марина Бедорфас «АиФ-Карелия»: Школу часто называют кораблем. Куда и как движется ваш, теперь уже ломоносовский, корабль?

Фото: Из личного архива/ фото предоставлено Гимназией

Марина Кузнецова: Прежде всего мне хочется выразить слова благодарности всем, кто связан с нашей гимназией: педагогам, ученикам, выпускникам, родителям.  Нам всегда хотелось сделать школу добрым домом, чтобы сюда хотелось приходить на работу, чтобы здесь хотелось учиться, чтобы было комфортно, уютно всем. Ведь современная школа – это тандем: педагог, родители и ученик.  Работа в гимназии уже не первый год направлена, прежде всего, на развитие ученика как личности.  Это наш принципиальный подход, его можно без сомнения назвать и индивидуальным. Еще в 1992 году гимназия начала работу по  технологии личностно-ориентированного образования. Мы стали первой экспериментальной площадкой по апробации данной технологии. Время показало, что когда интересен учитель, когда он учится, то и ребенку учиться интересно. А ведь дети сейчас особенные.

Малая академия

- Насколько мне известно, в гимназии создан клуб юных ученых. Как вы выявляете одаренных детей?

- Специально разработанные диагностики, которые мы проводим среди учащихся с разрешения родителей, позволяют выявить талантливых детей в разных отраслях. Для таких учеников в нашей гимназии создан специальный клуб, в котором проходят развивающие занятия – «Малая Академия Гимназистов». У нашего клуба есть своя эмблема – кот ученый. Мы торжественно принимаем гимназистов в этот клуб.  Особенных детей - а мы стараемся их не называть одаренными, чтобы очень не зазнавались - в гимназии много. Всем известно, что наша школа имеет гуманитарную направленность. Тем не менее, учителя информатики, математики, физики и химии также выявляют талантливых детей в этих науках. Тогда мы работаем и с ними. Я как раз хочу подчеркнуть то, что мы выделяем особенности ребенка и развиваем их. Приоритетное направление для гимназии – организация учебно-исследовательской деятельности. Современное образование  не может быть замкнуто только на обучении в школе. Мы тесно сотрудничаем и с другими партнерами. Мы – активные участники проекта «Школа – стратегический партнер ПетрГУ».

- В этом году у гимназии не только юбилей, но и новый статус. Почему Ломоносовская?

- Причин несколько. Во-первых, М.В. Ломоносов был инициатором открытия гимназии в России при Московском государственном университете. Во-вторых, ежегодно на базе нашей гимназии проходят Ломоносовские чтения, которые теперь уже организованы на городском уровне. И это наша гордость и традиция.  Мы открываем различные научные «штудии» во время  чтений. Дети работают вместе с родителями, занимаются исследовательской, научной работой.  Их оценивает преподавательский состав  ПетрГУ.  Отмечу, что вуз является нашим стратегическим партнером. В этом году на Ломоносовские чтения прислано большое количество заявок от школ города. И это нас радует. Мы проводим различные научные конференции, являемся организаторами Всероссйсикого турнира им. М.В. Ломоносова в городе.  В-третьих, постановление о присвоении школе  статуса гимназии подписано 19 ноября, в день рождения великого русского ученого, чьи традиции мы почитаем и продолжаем.

   
   
Фото: Из личного архива/ Фото с сайта Гимназии

- О современной школе сейчас говорят много, как и о проблемах образования и ЕГЭ. На ваш взгляд, школа – это только образование или еще и воспитание?

- Я уверена, что в школе не может быть только обучение, должно быть и воспитание. Иногда слышу: «Когда вернут в школу воспитание?». А оно никуда и не уходило. Кто его отменял?! Никто.  В гимназии мы  живем под девизом «Мы вместе», у нас есть своя символика: гимн, флаг, эмблема. Мы проводим много различных праздников, школьных мероприятий, социальных акций.  Потому что школа – это наш второй дом. А значит, и ответственность перед домом у нас особая.  И воспитание - на первом месте. Как мы можем развивать и воспитывать ребенка?! Я уже отмечала то, что современное образование не может заключаться только в обучении школьной программе. У нас в гимназии работает 28 досуговых объединений, работает художественно-эстетический центр «Юный музыкант». Благодаря сотрудничеству с Дворцом творчества детей и юношества, дети занимаются музыкой в стенах нашей школы. Также функционируют 8 спортивных секций, студия журналистики и др. Мы работаем  на развитие гармоничной личности ребенка. Организуют образовательный процесс учителя-профессионалы, любящие свое дело, детей, преданные гимназии.

Бывает и шторм

- Как вы работаете с родителями? Ведь нередко возникают конфликтные ситуации…

- Мы начинаем работать с родителями с малышкиной школы. В гимназии проходят специальные конференции для родителей будущих учеников «Секреты школьного дома».  Мы организуем встречи с выпускниками гимназии, с родителями тех детей, которые уже учатся. Для нас главное, чтобы мамы и папы понимали, что со школой, с педагогами необходимо сотрудничать. Мы тесно  сотрудничаем с родителями в разных направлениях: творчество, прикладное искусство, наука, патриотическое, гражданское воспитание  и т.д. Порою бывает и шторм в нашем школьном доме, не может быть только штиль. И в этих ситуациях я всегда призываю всех к взаимоуважению. Все вопросы и проблемы мы стараемся решить разумно и спокойно. Родители – равноправные участники школьного процесса. И, что показательно, 48% выпускников гимназии приводят своих детей к нам. Это - доверие. Это для нас очень хороший результат. И педагоги, кстати, многие приводят своих детей в нашу школу. 

- Есть ли проблемы с педагогическими кадрами? У вас уже сложившийся коллектив, опытные педагоги, как молодое поколение принимает гимназические традиции?

- Мы с радостью принимаем в коллектив молодых педагогов, знакомим их с заповедями учителя гимназии, кодексом профессиональной этики учителя. Нам есть что показать и чему научить. К сожалению, как и в любую профессию, в школу не все приходят по призванию. Часто молодые учителя, отработав всего четверть, увольняются. Немаловажным фактором является и небольшая заработная плата.  За годы работы в школе точно убедилась в том, что процесс обучения – это процесс «глаза в глаза», от сердца к сердцу. Необходимо следовать правилу: сначала полюби - потом учи, сначала полюби - потом воспитывай. Мы всегда говорим об этом и с молодыми педагогами. 

- Легко ли приживаются современные технологии в школе? Гимназия перешла не только на электронный дневник, но и электронный журнал для учителей.

- Некоторое время я опасалась перехода на электронный дневник, но это требование времени. Без этого теперь уже нельзя. Современная школа должна соответствовать духу времени. На самом деле, это очень удобно. Пока мы сохраняем письменный дневник больше для детей, их самоорганизации, и для родителей. Но в плане доступности информации  электронные версии, конечно, очень удобны. 

- Вы 17 лет руководите гимназией. За это время требования к директорам образовательных учреждений очень изменились. Каким должен быть директор современной школы?

- Конечно, требования меняются постоянно. Если раньше  миссией директора была организация учебного процесса, то сейчас директор – это и менеджер, и экономист, и хозяйственник. Мне бы хотелось заниматься только процессом образования, но требования времени диктуют свое. Директор обязан все успевать, за всем проследить, должен быть готов к широкому функционалу. Я пришла в школу старшей пионервожатой. Отработала здесь уже 40 лет. И сейчас уже страшно представить, что могла бы «открыть не ту дверь»… Одна мечта у нас в этом году сбылась: к юбилею, благодаря помощи родительницы А.В. Поздняковой, у гимназии появилось новое ограждение. Но еще столько планов! Мечтаю сейчас о пристройке к школе, не хватает нам спортивного зала -  не  можем вместить всех желающих заниматься спортом.  Невозможно без внимания к спорту вырастить здорового ребенка. 
Мечтаем и  о школьном музее истории гимназии. Возможно, появится виртуальный школьный музей. Теперь это позволяют сделать технологии. 

Досье
Марина Иосифовна Кузнецова родилась в Надвоицах, закончила школу в Кеми, поступила в Карельский государственный пединститут. С 1976 года работает в гимназии. Начинала старшей пионервожатой, 11 лет занимала должность замдиректора, а с 1999 года руководит гимназией №37, ныне Ломомносовской.

Смотрите также: