Год назад «АиФ. Карелия» писал о закрытии школы в отдалённом посёлке Панозеро. Тогда благодаря широкому общественному резонансу образовательное учреждение удалось отстоять.
Однако в начале августа история повторилась вновь. Теперь жители Панозера понятия не имеют, каким будет их 1 Сентября. Подробности — в материале корреспондента «АиФ. Карелия».
Здание небезопасно
В прошлом году глава администрации Кемского района Светлана Долинина объясняла необходимость закрытия школы тем, что образование в учреждении перестаёт быть конкурентным, а также сложной ситуацией с педагогическими кадрами. Сейчас местные власти делают упор на аварийное состояние здания.
«Начали приёмку школ к новому учебному году. Совместно с надзорными органами уже приняли детский сад № 4, спортивную школу, Кривопорожскую и Подужемскую школы, — сообщили в начале августа в администрации Кемского района. — Сложности перед 1 Сентября возникают со зданием школы № 3 в посёлке Панозеро. К началу учебного года в штате отсутствуют педагоги, которые могли бы полноценно обеспечить образовательный процесс. Также, в соответствии с экспертным заключением, здание не отвечает требованиям безопасности».
В документе указано: физический износ составляет 63 %, что свидетельствует о ветхом состоянии здания. Функциональный износ и того больше — 75 %, что указывает на значительное моральное, нормативное и технологическое устаревание.
«Обсудили этот вопрос с учителями и законными представителями учащихся. Одна семья готовится к переезду в Костомукшу, ещё одна не возражает против обучения в школе № 3 в Кеми с проживанием в пришкольном интернате, — пояснили чиновники районной администрации. — Готовы обеспечить полноценный и безопасный образовательный процесс для ребят из Панозера, а также рассмотрим вопрос об освобождении от платы за питание в пришкольном интернате».
По данным местных властей, с 1 сентября 2025 года в Панозерской школе планируется обучение двух учеников восьмого класса. На 1 сентября 2026 года в списке значатся три ученика, включая первоклассника, обучение которого планируется по индивидуальному плану на дому с учителем начальных классов.
«Даже не поговорили по-человечески»
Однако не все родители хотят отдавать своих детей на учёбу в интернат, который находится за сотню километров от дома.
«Сказали, что здание школы ветхое и педагогов не хватает. А дальше тишина, никто ничего не говорит и не знает. Получается, как и где будут обучаться наши дети, мы не знаем. С нами даже не поговорили по-человечески и до сих пор молчат, как будто мы не люди. С тихим ужасом ждём 1 Сентября, — рассказала «АиФ. Карелия» мама школьницы Анастасия. — Одна семья вроде как хочет поехать с детьми в Костомукшу, там мама решила так после того, как сказали, что школу закроют. Там двое детей в седьмом и шестом классах. Один мальчик пойдёт в девятый класс, если школа останется, то и он будет учиться здесь. Ну и две девочки перешли в восьмой класс. На следующий год будет один первоклассник. Всего пятеро детей».
Местные настаивают: школа — культурный центр для населения, после её закрытия посёлок окончательно опустеет.
«Сейчас идёт проверка, власти обещают разобраться, но пока решения нет, — прокомментировал депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Андрей Монастыршин. — Парадокс: те, кто на трибунах рассуждает о семейных ценностях, на деле отрывают детей от родителей ради сомнительной оптимизации. А для жителей Панозера семейные ценности — это ежедневная забота, общение, жизнь рядом друг с другом. Нельзя разрушать это без диалога и уважения к людям! Важно не просто говорить о семье, а защищать её, особенно в маленьких поселениях, где школа всегда была и остаётся сердцем деревни».
Напомним, Панозеро печально известно на всю Карелию отсутствием моста, выбраться в город отсюда не так-то просто: каждую осень и зиму посёлок оторван от цивилизации. По словам родителей, на осенние и весенние каникулы дети могут попросту не попасть домой, потому что паромная переправа нестабильна, а ледовая — опасный аттракцион. Сегодня, по словам местных жителей, старый паром работает, а новый стоит как памятник бесхозяйственности.