Новый учебный год обещает школе много перемен. Еще весной Минпросвещения России заявило, что в каждой образовательной организации должны открыться собственные театры и спортивные клубы, неделю школьники будут начинать с церемонии поднятия флага, а в 45 пилотных регионах появятся советники директоров по воспитанию.
Равнение на…
Церемония поднятия государственного флага под государственный гимн будет проводиться в школах по единому стандарту, сообщил глава минпросвещения Сергей Кравцов. Такой документ он подписал 9 июня. По его словам, ввести стандарт ведомство попросили учителя.
Посыл власти ясен – уважение к государству решили прививать детям сызмальства. Правда, реалии отдельно взятых школ в разных регионах снова не учтены. Огромное количество школ продолжают учиться в две смены, а в некоторых, например в Чечне, и в три. Каким образом технически организовать подъем флага для всех учеников? Где поводить церемонию?
В Карелии не забалуешь – у нас короткое лето, прохладная осень и долгая зима. Ни один спортзал или актовый не вместят всех школьников для участия в подъеме флага и исполнении гимна. Сделать так, чтобы это происходило достойно и того труднее. Не все школы республики охватила реконструкция, не все спортзалы и актовые залы отремонтированы, не везде есть спортивные площадки и стадионы… Реалии школ иные – нередко грязные туалеты, старая архитектура, которая не позволяет соблюдать все предписанные нормы, переполненные классы и нехватка учителей.
«У нас в школе нет актового зала. Все важные события проходят в столовой или спортзале. Стадион рядом со школой есть, но он маленький, - рассказал об образовательной организации, где учится, Алексей П. – Наша школа была госпиталем во время войны, сейчас идет ремонт. Наверное, отремонтируют классы, возможно, и в туалеты теперь можно будет зайти без ужаса… Правда, школу только отремонтируют. К ней же не пристроят большой актовый зал. Поэтому я и не знаю, где мы будем флаг поднимать и как. Но это интересно. Слова гимна мы в первом классе учили».
Ненавистная физра
Спортивные секции действуют в доброй половине школ страны, до 2024 года необходимо открыть их во всех образовательных учреждениях. По словам Кравцова, в школах работают 27 тысяч спортивных клубов.
После введения третьего урока физкультуры в 2011 году интерес школьников к этому предмету значительно уменьшился. И проблема как раз не в том, что физкультура не нужна. Проблема в педагогах, скучных уроках, неотремонтированных стадионах и спортзалах. Школы сталкиваются с недостатком элементарного инвентаря, текущими потолками, некачественным покрытием и другими проблемами, связанными с тотальным недофинансированием детского спорта. Про душные плохо освещенные раздевалки, отсутствие душа и безопасно закрепленных ворот на школьных стадионах говорить даже стыдно.
Инициатива с созданием секций – это требование времени или очередной проект, обреченный на провал? А давайте вспомним про сельские школы, в которых не хватает учителей, условий и возможностей. Какие секции появятся там и как об этом отчитаются образовательные организации? Не исключено, что их снова захлестнет шахматно-шашечный переполох – самый экономичный и доступный вид спортивного досуга…
«Физкультуру не люблю. Это был самый ужасный урок в гимназии, где я раньше училась, - рассказывает девятиклассница Ирина. – Учительница называла нас толстыми, нередко унижала. Сама она весьма полненькая, зато мы, на ее взгляд, были недостаточно хороши. Мальчиков она так не оценивала, только нас, девчонок. Я училась в языковой гимназии, но самым сложным предметом там оставалась для меня ненавистная физра – то мы бегаем круги по стадиону, то сдаем запредельные нормативы, то ставят сдвоенные уроки в спортзале, где душно и противно от того, что потеешь, а душ принять негде. Ходишь потом потным весь день…»
Театр начинается с учителя
Также в каждой школе должен появится собственный театр. Пока в России работают 12 тысяч таких коллективов.
Наверное, создание школьной театральной студии самая реалистичная инициатива из предложенных. Читать стихи, делать театрализованные постановки, сценки и создавать костюмы вполне по силам и в начальной школе, и с ребятами постарше. Правда о дополнительном финансировании и доплате учителям речь опять не идет.
Советники по воспитанию
Карелия попала в число 45 регионов, где в качестве эксперимента в школах вводится должность советника директора по воспитанию.
Новшество будет финансово обеспечено на ближайшие три года, а что дальше? По сути, опять дублируется советская система, когда в каждой школе был старший пионервожатый, который за подобную работу и отвечал. Куда делись завучи по учебно-воспитательной работе? Для каких целей нужен отдельный советник по воспитанию? Он будет выстраивать жизнь школы, учитывая все заявленные инициативы или же работать с инакомыслящими, которые не знают слов гимна и отказываются участвовать в театральных постановках и спортивных соревнованиях?
«Не знаю, что выйдет из этой инициативы. По заявкам видно, что некоторые учителя очень заинтересованы в получении нового портфеля, у других же встречаются весьма формально заполненные анкеты, - прокомментировала ситуацию работник сферы образования Мария О. – Несмотря на то, что этих советников так или иначе, но точно выберут, остается неясным функционал новой должности и разумность введения, поскольку в школе есть куда более насущные проблемы – старение педагогов, нехватка учителей физики, математики, иностранных языков, отсутствие молодых педагогов и, конечно, уровень зарплат учителей».
Не исключено, что советники будут восприниматься в качестве надсмотрщика над детьми и взрослыми… Собственно и идея нового движения «Большая перемена», в котором по задумке каждый школьник сможет реализоваться, тоже напоминает пионерскую организацию.
«Не-не-не. Никах движений и пионерского задора с идеологической подоплекой мне не нужно, - уверенно говорит о «Большой перемени» семиклассник Борис из петрозаводской школы. – Я и в Российское движение школьников не пошел, и в Юнармию. Я люблю компьютерные игры, спокойный досуг, а вся эта активность мне не нравится».
«А я, может быть, и пошла бы в «Большую перемену», - заочно возражает девятиклассница Ирина, - Жизнь в школе бывает очень скучной – только учеба. Иногда хочется какой-то активности, возможности в чем-то поучаствовать. Решила попробовать волонтерскую деятельность – хочу помогать людям, но пока так и не смогла выяснить, куда мне нужно обратиться…»
К сожалению, во всех изменениях, заявленных в Москве, нет и слова о том, что регионы получат финансовую поддержку, адекватную задуманным переменам. Наверное, их можно провести в городах-миллиониках и новых школах. Как же все это реализовать в сельских школах и школах небольших городов, пока неясно.