Еще пару лет назад всем технологиям в современной школе был объявлен негласный бой. Экс-министр образования России Ольга Васильева любила вспоминать про 1953 год, огромное количество сдаваемых экзаменов для всех выпускников. Будущим 11-классникам обещали обязательный английский и историю в придачу, в школе планировали забирать у детей на время урока мобильные телефоны, блокировать соцсети и вообще казалось, что прогресс технический в образовании - это лишь интерактивные доски и учительский компьютер, но с Интернетом это никак не связано.
Без гаджетов никуда!
Теперь уже родительские чаты и комментарии пестрят эмоциями о том, что сидеть перед экраном столько времени вредно, дети быстро утомляются, а вот раньше... и снова, если не про 1953 год, то про добротные советские учебники точно припомнят.
Открой личико!
А сейчас учителя требуют не просто быть на уроке - слушать, а именно включать камеру. Конечно, педагогу так удобнее. Таким образом он хотя бы имеет возможность видеть, что ребенок присутствует на занятии. Вот пара откликов из Сети. Учитель иностранного языка пишет, что сложно работать с черными квадратами, «которые иной раз весь урок молчат.. Начинаю сомневаться, а кого я впустила на урок? Или ребенок подключается и пошел отдыхать?», - задается вопросом педагог. Об этом же пишет филолог из района республики.
Учительница пишет, что ей это однозначно не нравится, поскольку все 30-35 минут урока она не понимает, «находятся ли ученики перед монитором, ушли пить чай, едят бутерброд, в рабочей обстановке учатся вместе со всеми, сидя за столом и усваивая материал, лежат в постели, гладят кошку, играют с собакой, слушают музыку или ещё делают что-то, не относящееся к уроку».
Галина Маккоева пишет о том, что таким образом родители вводятся в заблуждение - папы и мамы уверены, что ребенок учится, а на самом деле учитель этого не гарантирует и по сути не контролирует. Проблема? Еще какая! И в комментариях к этому посту развернулась небольшое обсуждение проблемы.
Обратная сторона дистанта
Одна мама пишет, что иногда урок с камерой превращается в активное накидывание заданий детям. У родителей обычно это вызывает неоднозначные эмоции. Особенно если учитель вообще уклоняется от объяснения, а только дает задания, требует выполнения.
Иногда без включенной камеры связь лучше - не виснет Интернет, участник конференции, ребенок, чувствует себя в большей безопасности, свободнее. «Мне кажется, если человек хочет учиться, то он это сделает и без камеры, а, если нет, то направит камеру на тетрадь и учебник, создаст видимость присутствия, а сам будет заниматься своими делами», - поделилась своими впечатления семиклассница Светлана, ученица одной из гимназий города, которая сама во время занятий с репетитором камеру предпочитает, например, не включать. Подросток уточняет, что занятия платные, нужны, прежде всего, ей самой, а с преподавателем ей общаться так удобнее. Учитель со стажем не против. Педагог уверена, что на качество знаний такой формат не влияет.
Еще в одной школе, рассказал восьмиклассник, классный руководитель переговорила со всеми родителями класса. У кого-то из ребят есть компьютер стационарный, но нет подключенной камеры. Или же школьник, подросток не соглашается камеру включать. «Вопрос решили в индивидуальном порядке», - пояснила учительница.
Пока родителям, ученикам и учителям приходится договариваться. Одни педагоги требуют детских глаз, другим важнее выполнение домашних и присланных заданий. Третьи хотят видеть, как дети в прямом эфире под камерой выполняют задания, чтобы быть уверенными в том, что получают работу ребенка с уровнем его реальных знаний, а не коллективное творчество жителей одной квартиры.
Каков итог?
Пока ученики, учителя, родители в вопросах дистанта вынуждены договариваться. Поскольку школа обеспечивает ноутбуками учеников только в крайнем случае, то и требовать от школьников определенного поведения, ничем не регламентированного, особых оснований у педагогов нет. Можно только уговаривать, мотивировать и просить.
Кстати, Госдума 9 декабря сняла с рассмотрения законопроект об определении порядка дистанционного обучения, внесенный группой сенаторов. Депутаты приняли решение дополнительно обсудить его с общественностью. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, в палату поступает огромное количество обращений с просьбой не принимать законопроект в спешном порядке.