20 мая 32-летний Роман Голубев официально стал министром образования Карелии. Он сменил в должности опытного руководителя Александра Морозова, возглавлявшего ведомство с 2013 года. Кадровые изменения произошли на фоне череды преобразований в образовательной системе республики, которые вызывали вопросы как у педагогов, так и у родителей.
Разумнее тратить, лучше учить
Антон Соловьёв, «АиФ – Карелия»: Роман Геннадьевич, так ли нужна была реорганизация сельских школ, которая возмутила жителей республики?
Роман Голубев: Давайте сначала посмотрим, в чём она заключалась. Если говорить о закрытии школ, то таких случаев в последние годы было только два. Первый – в Тикше Муезерского района. Школу закрыли из-за появления нового и современного учебного учреждения в Ледмозеро, куда и стали возить детей. Второй случай – в посёлке Кузема Кемского района. Закрыли, потому что там уже практически не осталось ребят школьного возраста. Детям с ограниченными возможностями пришлось организовать обучение на дому. Что касается присоединения школ, то начальная школа в Крошнозеро и школа-сад в Савиново стали филиалами Ведлозерской школы. Но мнение родителей было учтено: дети продолжили обучение по месту жительства. Изменился юридический статус и был сокращён административный и обслуживающий персонал, но всё это позволило направить сэкономленные средства на развитие системы образования. Отмечу, что за последние годы республиканское финансирование школ сокращено не было. Вообще, закрыть школу сложно с юридической точки зрения. А в сельской местности обязательно к учёту мнение жителей. Поэтому внезапно ликвидировать школу невозможно. И установки такой нет и быть не может.
- Но всё-таки чего больше в реорганизации: вреда или пользы?
- К примеру, теперь Ведлозерская школа – располагая объединёнными ресурсами – сможет более гибко и вариативно решать свои задачи. Доступность школ в посёлках была сохранена, но в то же время у объединённой школы появилось больше возможностей в обеспечении качества образования, которое задаёт новый федеральный стандарт. А он предъявляет строгие требования к уровню знаний. Так, в 2022 году ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным для всех выпускников.
- Но на образовании всё равно стараются экономить?
- Нет, речь идёт о повышении эффективности затрат, а не об экономии. К примеру, в скором времени будут обустроены школьные здания с печным и котельным отоплением, а таких в республике – несколько десятков. Ещё сто миллионов рублей выделено на замену теплоузлов, в том числе в сельских школах. Появятся регулируемые и энергосберегающие узлы, а это в перспективе позволит экономить муниципальные средства.
Справедливые нарекания
- Другой вопрос, который сильно беспокоил учителей и родителей, – переход к новой системе электронных дневников и журналов «БАРС».
- Мы ведём диалог с разработчиками, причём каждую неделю. Не далее как 3 июня мы проводили рабочее совещание в министерстве, уже обобщены жалобы, предложения и пожелания по системе «БАРС», в социальных сетях родители и педагоги писали мне о проблеме. К началу учебного года мы постараемся ситуацию отчасти исправить.
- Но представители «БАРС» приезжали ещё в октябре, а в ноябре в министерстве уверяли, что отладка идёт полным ходом. Прошло уже полгода, а, выходит, воз и ныне там.
- Мне сложно комментировать, как работа шла раньше. Могу сказать, что уже в апреле, придя на работу в министерство, я поставил перед собой задачу решить проблему с новой электронной системой.
- Ещё один болезненный вопрос – запись детей в первые классы. Уже который год мамам и папам приходится стоять в очередях в попытках подать заявление в ту или иную школу.
- Это большая проблема. Есть районы Петрозаводска, в которых появляется всё больше жителей, а значит, и детей. Недавно мы были на последнем звонке в школе №43 на Древлянке. Выпускался всего один 11 класс и набиралось шесть первых классов. В этом примере налицо все демографические и миграционные процессы. В ближайшее время в мэрии должны решить, как именно закреплять школы за территориями. Но проблема в том, что выбор родителей сложно спрогнозировать. Одни хотят идти в школу по своему месту жительства, другие – по месту жительства, скажем, бабушки, а третьи – по месту фактического проживания, а не регистрации. Найти формулу, которая устроила бы всех, очень трудно. Сложившаяся система вызывает совершенно справедливые нарекания, но при закреплении школ за территориями нужно провести серьёзный анализ.
- И как может измениться система?
- Закрепление может быть разным: например, лицеи и гимназии предлагается закрепить за городом, а обычные школы – за микрорайонами. Но нужно понимать, сколько будущих первоклассников живёт в каждом районе и сколько ещё жителей появится в перспективе.
По своей воле
- Вам не кажется, что в школах патриотизм навязывают?
- А что вы понимаете под навязыванием патриотизма?
- Скажем, во время учебного процесса школьники принимают участие в памятных мероприятиях.
- Молодёжный марш памяти, который проводился организованно и собирал несколько тысяч школьников и студентов, уже несколько лет не проводится. Что касается других мероприятий, то они посвящены памятным датам и героям войны. Да, школа может носить имя Героя Советского Союза или брать шефство над воинским захоронением. Но разве память о войне может быть названа навязыванием патриотизма? Ведь, скажем, георгиевскую ленточку ребёнок носит вполне осознанно. Приведу такой пример. Из года в год всё больше ребят приходят в школу юного поисковика, а ведь прийти в поисковую работу по принуждению просто невозможно, потому что это очень специфическая деятельность. Ребята идут в лес, а там и комары, и болото, и дождь. Или другой пример – юнармейское движение. В Карелии уже несколько тысяч ребят состоят в рядах юнармейцев, но массовым его всё равно назвать нельзя. Они участвуют в памятных мероприятиях, сборах и соревнованиях, но опять-таки – по своей воле.
- А что касается преподавания основ православной культуры и истории религий, то какова ваша позиция?
- Давайте для начала посмотрим на позицию родителей. Именно они решают, что именно будет изучать ребёнок в рамках этого курса. Так, основы светской этики изучали чуть больше 62% четвероклассников, основы мировых религий – 17,4%, основы православной культуры – 20,3%, основы исламской культуры – 0,2%. Основы буддийской и иудейской культуры никто не выбрал. Каждый год мы изучаем позицию родителей по данному предмету, и в целом отзывы положительные.
- Вы по образованию политолог и в школе не работали. Не возникают ли в связи с отсутствием педагогического опыта трудности в новой должности?
- Я получил специальность политолога с присвоением квалификации преподавателя, сдавал госэкзамены и защищал второй диплом по педагогике. Педагогическая практика была в гимназии №37 и в Державинском лицее, где я вёл обществознание. Дипломная работа по педагогике была посвящена профориентации школьников и примерно треть объёма госзадания регионального центра молодёжи, в котором я работал и специалистом, и директором, была связана как раз таки с профориентацией. Кроме того, я знаю много специалистов в системе образования и руководителей образовательных учреждений, со многими я работал долгие годы. Поэтому сказать, что я попал в чуждую среду, нельзя.