Образовательные стандарты. Школа поделит детей на дураков и умных

Романов Кирилл / АиФ

Нынешний учебный год станет в школах годом апробации новых образовательных стандартов. Они станут более гибкими и адаптивными, а акцент сместится в сторону воспитания. Однако родители опасаются, что благими намерениями новаторов от образования будет вымощена дорога в цифровой ад.

   
   

Ориентация на местности

Вопросу новых образовательных стандартов был посвящен общественно-педагогический форум, который традиционно проходит в преддверии нового учебного года при широком участии Карельского института развития образования. Радикальных изменений пока что не предвидится, однако приоритеты школы все-таки скорректируют.

«Согласно национальному проекту «Образование», генеральная цель – конкурентоспособность России и попадание в десятку стран с наивысшим качеством образования, – поясняет ректор Карельского института развития образования Ольга Дьячкова. – Теперь такая цель – только один из показателей, а первоочередной задачей стало воспитание подрастающего поколения на основе отечественных духовно-нравственных ценностей. Одно время был перекос в сторону академичности - акцент делался на обучении, а на воспитании внимание не заострялось. Но мир меняется, информационные и политические вызовы становятся ощутимой угрозой. Поэтому чтобы человек в новой реальности мог сделать правильный выбор и отличить добро от зла, стандарты были пересмотрены. Кроме того, пандемия обнажила серьезный пробел в подготовке школьников, а именно отсутствие самостоятельности. Родителям и педагогам пришлось столкнуться с проблемой лицом к лицу».

И ориентация на ученика

Отличительная особенность новых стандартов – ориентация на ученика. Учебная программа теперь может быть адаптирована под каждого школьника. Правда, ожидать мгновенных изменений вряд ли стоит – в предстоящем году учителя начнут только испытывать и корректировать программы, по которым они работают. Обязательными новшества станут в следующем году.

«Обновленные стандарты теперь содержат конкретные результаты освоения образовательных программ, а также допускают сокращение срока освоения материала в рамках индивидуального учебного плана, – рассказывает старший методист Карельского института развития образования Людмила Черемисина. – Кроме того, у родителей часто возникает вопрос, какой предмет к чему относится. Так вот, теперь в стандартах прописаны предметные области. К примеру, есть предметная область «История», к которой отнесены и всеобщая, и отечественная, и зарубежная история. Так же и с математикой. Второй иностранный язык теперь необязателен, но родители и школа вправе сделать его обязательным при наличии условий. Часть предметов теперь изучается на базовом и углубленном уровне. Для детей с ограниченными возможностями здоровья возможны корректировки и вариация предметов. Например, для слабослышащих музыка может быть исключена. При необходимости срок освоения дисциплины по адаптивным программам может быть увеличен. Также каждый ученик должен быть обеспечен авторизированным доступом в школьную электронную систему, которая содержит задания и результаты промежуточной аттестации.
 

Искусственный вместо натурального

А вот вопрос электронных систем как раз таки и вызывает наибольшее беспокойство родителей. Они недоумевают, почему ноутбуки с планшетами и интерактивные доски с электронными дневниками превратили в фетиш, а учителя стараются все больше задвинуть на задний план.

«Дети продолжат учиться по интерактивным доскам и с использованием видеоуроков, а роль учителя все больше отходит на второй план, – констатирует мама двоих детей и член общественного движения Союз родителей Карелии Екатерина Горр. – Прошедший форум назывался общественно-педагогическим, но общество было представлено ассоциацией с сомнительной репутацией и зарубежным финансированием (Национальная родительская ассоциация – прим. ред). Родители как таковые на форуме представлены не были. Я уже не говорю о том, что мнение тех родителей, которые не согласны с концепцией цифровой образовательной среды, намеренно не замечается. А таковых немало. Тех, кто по-прежнему за ведущую роль учителя в обучении и ведущую роль традиций в воспитании. Учить должен не искусственный интеллект, а интеллект человека. И не должно быть так называемых индивидуальных траекторий развития, при насаждении которых детей начинают делить на дураков и умных».    
   

Разумеется, все это появилось не сейчас, а внедряется в школах на протяжении уже нескольких лет.

«Еще шесть лет назад, когда мой ребенок пошел в первый класс, я заметила неладное, причем уже через месяц после начала учебы, – вспоминает Екатерина Горр. – Стала смотреть учебники и увидела – материал выстроен и подан так, чтобы отбить охоту к учебе. К примеру, в пособии по математике – одни задания без примеров решения, а в учебнике по литературе младшеклассника «обучает» литературе страшная летучая мышь. Дети жалуются, что болит голова и болят глаза, а материал с интерактивных досок не усваивается. Те учителя, которые саботируют интерактивные доски, директоры школ всячески досаждают».