Нынешний учебный год станет в школах годом апробации новых образовательных стандартов. Они станут более гибкими и адаптивными, а акцент сместится в сторону воспитания. Однако родители опасаются, что благими намерениями новаторов от образования будет вымощена дорога в цифровой ад.
Ориентация на местности
Вопросу новых образовательных стандартов был посвящен общественно-педагогический форум, который традиционно проходит в преддверии нового учебного года при широком участии Карельского института развития образования. Радикальных изменений пока что не предвидится, однако приоритеты школы все-таки скорректируют.
И ориентация на ученика
Отличительная особенность новых стандартов – ориентация на ученика. Учебная программа теперь может быть адаптирована под каждого школьника. Правда, ожидать мгновенных изменений вряд ли стоит – в предстоящем году учителя начнут только испытывать и корректировать программы, по которым они работают. Обязательными новшества станут в следующем году.
«Обновленные стандарты теперь содержат конкретные результаты освоения образовательных программ, а также допускают сокращение срока освоения материала в рамках индивидуального учебного плана, – рассказывает старший методист Карельского института развития образования Людмила Черемисина. – Кроме того, у родителей часто возникает вопрос, какой предмет к чему относится. Так вот, теперь в стандартах прописаны предметные области. К примеру, есть предметная область «История», к которой отнесены и всеобщая, и отечественная, и зарубежная история. Так же и с математикой. Второй иностранный язык теперь необязателен, но родители и школа вправе сделать его обязательным при наличии условий. Часть предметов теперь изучается на базовом и углубленном уровне. Для детей с ограниченными возможностями здоровья возможны корректировки и вариация предметов. Например, для слабослышащих музыка может быть исключена. При необходимости срок освоения дисциплины по адаптивным программам может быть увеличен. Также каждый ученик должен быть обеспечен авторизированным доступом в школьную электронную систему, которая содержит задания и результаты промежуточной аттестации.
Искусственный вместо натурального
А вот вопрос электронных систем как раз таки и вызывает наибольшее беспокойство родителей. Они недоумевают, почему ноутбуки с планшетами и интерактивные доски с электронными дневниками превратили в фетиш, а учителя стараются все больше задвинуть на задний план.
Разумеется, все это появилось не сейчас, а внедряется в школах на протяжении уже нескольких лет.
«Еще шесть лет назад, когда мой ребенок пошел в первый класс, я заметила неладное, причем уже через месяц после начала учебы, – вспоминает Екатерина Горр. – Стала смотреть учебники и увидела – материал выстроен и подан так, чтобы отбить охоту к учебе. К примеру, в пособии по математике – одни задания без примеров решения, а в учебнике по литературе младшеклассника «обучает» литературе страшная летучая мышь. Дети жалуются, что болит голова и болят глаза, а материал с интерактивных досок не усваивается. Те учителя, которые саботируют интерактивные доски, директоры школ всячески досаждают».