В Петрозаводске прошёл конкурс педагогического мастерства «Учитель года Карелии – 2019». Его победителем стал преподаватель информатики из Рабочеостровска Евгений Кустов. Теперь он будет представлять республику на всероссийском конкурсе в Грозном. Педагог рассказал, какие изменения претерпела его дисциплина в последние десятилетия, чем хороши малокомплектные школы и какими качествами должен обладать учитель.
Моральный компас
Антон Соловьёв, «АиФ - Карелия»: Евгений Валерьевич, за долгие годы победителем конкурса стал педагог-мужчина. С чем это связано?
Евгений Кустов: В конкурсе «Учитель года» в Карелии уже неоднократно выигрывали мужчины, и я думаю, что процент победителей среди мужчин постепенно будет увеличиваться. Потому что в школу начали приходить креативно мыслящие молодые люди, которые, я уверен, обязательно проявят себя в последующие годы.
- Учитель-мужчина по-прежнему вызывает лёгкое удивление, или такой взгляд уже не отвечает нашему времени?
- Так исторически сложилось, что профессия учителя ассоциируется у большинства людей с учителем-женщиной. В своей родной сельской школе я работаю уже более 10 лет. Четвёртый год преподаю по совместительству ещё и в городской школе. В обеих школах среди преподавателей есть мужчины, прекрасные профессионалы, которые любят своё дело. Поэтому для меня в этом нет ничего удивительного.
- Вопрос о фигуре сельского учителя. Кто он: интеллигент-просветитель, создающий очаг культуры на селе, или педагог, задача которого обеспечить отвечающее современным требованиям образование?
- Где бы учитель ни работал – на селе или в крупном городе – на него ориентируются, у него учатся, кто-то даже, возможно, на него равняется. За ним наблюдают как дети, так и родители. Поэтому учитель должен не только обеспечить отвечающее современным требованиям образование, но и быть морально-этическим компасом.
В советники министру
- Нельзя не спросить о широко обсуждаемой реорганизации сельских школ. Малокомплектные школы способны дать такое же образование, как школы обычные?
- Работая в прошлом в структурном подразделении нашей школы, в малокомплектной школе, я обратил внимание на то, что при малом количестве детей гораздо проще более чутко прочувствовать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Само собой, при малой численности в классе ты видишь и оцениваешь ситуацию более глубоко, так как больше времени можешь уделить каждому ребёнку в классе.
- Вопрос в продолжение. Если выбирать между ежедневными поездками в современную большую школу – к примеру, как в Ледмозеро – и посещением малокомплектной школы, то что бы вы выбрали?
- Я бы выбрал работу в обеих школах, если бы позволила нагрузка и время. Это очень хороший опыт!
- Новый министр образования республики Роман Голубев предложил, чтобы победитель конкурса «Учитель года» на год становился советником министра. Вы уже можете что-либо посоветовать главе образовательного ведомства?
- Для меня стало сюрпризом получить в качестве дополнительного подарка такое назначение. Это тоже новый опыт, и я благодарен за возможность его получить. Роман Геннадьевич открыт для общения. Уже обсуждались с ним некоторые вопросы по системам ведения журналов успеваемости в электронном виде, а также цифровизации образования.
- Вопрос о школьном курсе информатики. В начале двухтысячных он был не до конца проработан, а учили информатике хуже, чем более традиционным предметам. Как со школьным курсом информатики дела обстоят сейчас, в 2019 году? Степень, так сказать, проработанности выросла?
- По сравнению с началом-серединой двухтысячных годов выросла в разы. В современном мире учитель имеет уникальную возможность выбирать технологии и техники для того, чтобы процесс обучения был интересным и продуктивным. Робототехника, программирование, 3D-моделирование – об этих понятиях в начале двухтысячных мы даже не слышали. Мы пережили переход к ЕГЭ и другие нововведения. Сейчас же в распоряжении учителя имеются интересные методические комплексы, которые позволяют дать достойное образование по информатике.
- Вообще, значение информатики среди других предметов растёт? В связи с повсеместной информатизацией?
- Роль информатики в мире неустанно растёт, так как перечень профессий, в которых в той или иной степени применяются навыки, знания и компетенции, получаемые на уроках информатики в основной школе, на профильном уровне и в высших учебных заведениях, расширяется с каждым годом. Как показывают исследования перспективных отраслей и профессий, на ближайшие 15–20 лет нас ждут новые горизонты открытий роли информационно-коммуникационных технологий в жизни человека будущего.
На своём месте
- Педагог, который победил в конкурсе «Учитель года», вполне может переехать в столичные города или любые другие крупные города. Что вас удерживает на вашем месте?
- Я никогда не мечтал стать учителем. Рабочеостровская школа была для меня родной: в ней много лет работали моя мама и бабушка. По воле случая мой педагогический талант разглядели мои наставники – учитель информатики и математики, Сибирцева Наталья Александровна, и наш предыдущий директор, Ульянова Людмила Владимировна. После первого же своего урока поймал себя на мысли, что улыбаюсь и радуюсь, понял, что дарить знания и делиться ими – это необъяснимо счастливое чувство! Для меня победа в конкурсе – это подарок для тех, кто в меня верил и помогал расти, как педагогу и личности, а не способ сменить место работы.
- Почему вы стали учителем?
- Профессия педагога позволяет учиться и развиваться постоянно, чтобы быть интересным и соответствовать современным требованиям в образовании. Это постоянное движение вперед. Мне нравится это состояние. И я получаю огромное удовольствие от того, что могу поделиться своими знаниями и привести учащихся к ситуации успеха.
Смотрите также:
- Перегрузить систему. Самые сильные и слабые студенты уходят из ВУЗов →
- Завтра в школу не пойдем. Молодые учителя уходят из профессии →
- Марина Кузнецова:« Я 17 лет за «штурвалом»...» →