Учитель года - 2021. Мобильные телефоны нужно запретить

Победителем конкурса «Учитель года – 2021» в Карелии стал преподаватель английского языка из Питкяранты Александр Якушев. Нужно ли учить второму иностранному языку, что следует изменить в обучении английскому и как изменилась школа за 20 лет, педагог рассказал в интервью «АиФ».

   
   

Меньше, да лучше?

Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Александр Владимирович, уже три года в школах второй иностранный язык рекомендован к изучению. Нужен ли он?

Фото: ИА "Республика"

Александр Якушев: Мое отношение неоднозначное. С одной стороны, как факультативный предмет почему бы и нет. Тем более если есть учителя или в случае профильных классов, в которых изучение второго иностранного языка обязательно. Но если мы возьмем сельские школы и даже не обязательно сельские, то возникнет много вопросов. Вот, к примеру, в Питкяранте катастрофически не хватает учителей английского языка даже для преподавания его как первого иностранного. Другой вопрос - в расписании второй иностранный язык займет еще один урок. А поэтому он станет лишним стрессом для родителей, которые и так жалуются, что сидят с детьми и делают уроки.

- Для чего же вообще вводить второй иностранный?

- Если, как и в случае первого иностранного, все будет заканчиваться экзаменами и всероссийскими проверочными работами, то затея не очень хорошая. А если же мы хотим, чтобы выпускники говорили на втором иностранном языке - в дополнение к первому, то в любом случае во многих школах не хватает языковой среды. А изучать иностранный язык в отрыве от языковой среды очень тяжело. Сорок минут урока, а потом ученик выходит и не понимает, а где в жизни ему нужен иностранный язык. Поэтому нужно выучить хотя бы один.

- Теперь иностранный язык изучают и в начальной школе.

- Важнее не с какого возраста учить, а как учить. К примеру, приходят ко мне ученики в пятый класс. У одного хороший уровень знаний и мотивация для дальнейшего изучения, а у другого - знаний нет вообще. Причем у него и его родителей успело сложиться мнение, что иностранный язык ему не под силу. В первый год обучения что-то пошло не так, и все - английский отторгается. Понятно, что чем дольше изучать язык, тем выше вероятность, что в голове что-нибудь да останется. Обучение в начальной школе лучше сделать более естественным, менее формальным: игры, песни, инсценировки.

   
   

На все готовое

- Что изменилось в школе, скажем, с 2000 года?

- Осенью будет как раз 20 лет, как я работаю в школе. В первую очередь изменились дети. Если раньше учитель был единственным источником информации - еще книги в библиотеке, и все его слушали, старались записать, переспросить, то сейчас все решает и определяет интернет. У многих учеников сформировалось клиповое мышление, когда они хотят за минимальное время, и прилагая минимум усилий, получить информацию. Ученику проще найти в интернете, чем долгие сорок минут слушать учителя. Все это делает процесс обучения сложнее. Кроме того, мобильные телефоны, которые у школьников постоянно под рукой. И пресловутые готовые домашние задания, которые выложены в сети. Какое задание не дашь, ответы всегда можно найти.

- Что с этим делать?

- Пока у государства не возникнет четкой позиции по поводу запрета телефонов, ничего толком не выйдет. До сих пор все носит рекомендательный характер, и школам приходится самостоятельно и с разной степенью успеха решать эту проблему. Что касается готовых домашних заданий, то иногда сложно объективно оценивать учеников, особенно слабых. Понимаешь, что сам он вряд ли смог выполнить задание. Это было проблемой при дистанционном обучении, когда оценки у некоторых резко улучшились. Объективно оценить знания учащихся мне помогают творческие задания, где важно собственное мнение учеников, их индивидуальность. Еще одна тенденция со знаком минус - рост среднего возраста учителей. В сельские школы и школы райцентров молодые специалисты приходят крайне неохотно. И учеников в целом становится меньше.

- Но к лучшему изменения есть?

- Улучшилось материально-техническое оснащение школ. Подробно описывать не буду. Сейчас почти в каждом классе у учителя есть компьютер с интернетом, интерактивная доска, доступны электронные методические пособия и онлайн-ресурсы. Вообще, 2020 год поменял отношение учителей к образовательному процессу, потому что пришлось осваивать новые образовательные платформы и вести онлайн-уроки. Появились новые автоматизированные методы проверки тестовых домашних заданий.

Менять подходы

- Если вернуться к английскому языку, то не секрет, что экзамены можно сдавать хорошо, а с настоящим иностранцем едва ли суметь поддержать беседу.

- У конкурса «Учитель года» в 2021 году была одна общая тема и звучала она так: «Формирование функциональной грамотности: от школы знаний к школе жизни». Большое внимание было уделено тому, чтобы все знания, умения и навыки, приобретаемые в школе, стали гибкими. Есть такой английский термин - soft skills. Вот он как раз и означает, что усвоенные навыки должны помочь учащимся в дальнейшем в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. От функциональной грамотности зависит востребованность на рынке труда и общий успех. Компетенциями будущего станут так называемые 4К-компетенции: кооперация, критическое мышление, креативность и коммуникация. Вот они и должны помочь преодолеть языковой барьер и страх общения с иностранцами.

- Но как именно?

- Путем создания языковой среды на уроках и вне их. Классные часы, экскурсии, походы на природу и в кино, конкурсы - в языковую среду нужно погружать и создавать условия, приближенные к реальным. К примеру, поход в магазин за покупками ко дню рождения или стояние в очереди за билетами в театр. Тем самым учитель показывает, что иностранный язык нужен не только на уроке, но и в жизни. В противном случае его изучение для многих так и останется выполнением однотипных упражнений и погоней за высокими баллами ЕГЭ.

- Тем не менее многие ваши ученики английский выучили.

- Да, среди моих учеников есть те, кто успешно сдал ЕГЭ по английскому языку и закончил факультет иностранных языков, а также те, кто учатся за границей. Бывает и так, что встречаешь ученика, а он рассказывает: учится в Речном училище, был на практике за границей и легко общался с иностранцами. В это момент испытываешь гордость и удовлетворение от проделанной работы.