Отчислены из Европы. ВУЗы вышли из Болонской системы

Россия и Белоруссия вышли из Болонского образовательного процесса. Систему высшего образования ожидает откат к советским стандартам. В Петрозаводском университете уже объявили, что обмена студентами со странами, признанными недружественными – вся Европа, США и Япония – больше не будет. Ибо большинство региональных вузов за 20 лет так и не смогли перейти к болонской системе образования.

   
   

Не получилось

Трудности перехода к международным стандартам – основной аргумент сторонников возврата отечественного высшего образования на круги своя. Как пояснили в ПетрГУ, у университета не всегда получалось встроить пятилетнюю программу специалитета в четырехлетнюю бакалавриата, а многие студенты оставались без практики. Речь идёт об одном из двух семестров пятого года обучения, отданном на «взаимодействие с работодателем» и «поиск работы».

Возврат к пятилетнему сроку обучения на половине программ и так планировался к 2024 году, а теперь он будет ускорен, отмечают в главном карельском вузе. Какие именно образовательные программы вновь станут пятилетними, пока окончательно не решено, однако первые в списке претендентов – педагогические и инженерные специальности. Нынешним абитуриентам и студентам тревожиться не о чем.

Фото: Из личного архивa

«Дискуссия о выходе из Болонского процесса вызвала беспокойство среди абитуриентов, – рассказывает директор Северного института Всероссийского государственного университета юстиции Анжелика Сергеева. – Но в рамках приемной кампании 2022 года прием на обучение пройдет в соответствии с действующим законодательством. Вузами уже объявлен набор на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры в соответствии с имеющимися образовательными лицензиями. Я думаю, что у тех, кто продолжает обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры нет повода для беспокойства, так как любое реформирование высшего образования позволяет сохранить прежние условия обучения».

Зачётка не работает

Впрочем, четыре года учиться или пять – вопрос вряд ли принципиальный. Интенсивность образовательного процесса – вот что отличает Болонскую систему. Три-четыре полуторачасовых занятия шесть дней в неделю, домашние задания с обширным списком чтения к каждому семинару, две-три контрольные работы в течение курса и проверочные работы на каждом занятии – такова практика обучения в европейских университетах и тех вузах нашей страны, что перейти к Болонской системе всё-таки сумели. Никаких «от сессии до сессии» и «зачётка работает на тебя».

«Система высшего образования в России с 2003-го по 2022 год скорее напоминала своеобразного Франкенштейна, в котором причудливым образом отдельные элементы советской системы сосуществовали с элементами Болонской системы, – констатирует кандидат психологических наук, член Европейской ассоциации психологии и права Александр Белобородов. – Напомню, что мы полностью так и не перешли на двухуровневую систему бакалавр-магистр и не отказались от существования специалитета. Практически не выполнялось и одно из главных требований Болонского процесса – академическая мобильность студентов и преподавателей. Например, если в европейских университетах последний год магистратуры студенты учатся в зарубежных университетах, то в России это правило реализовывалось далеко не во всех вузах и далеко не по всем направлениям».

Также в сравнении с европейскими университетами в российских вузах всегда был низким уровень совместных программ обучения с получением студентами совместных или двойных дипломов. Невысоким было и качество результатов научного сотрудничества. Об остальных принципах Болонского процесса и говорить нечего. Ни автономность вузов, ни нелинейность образовательной траектории с большим числом дисциплин по выбору в нашей стране развития не получили.

   
   

Отбросим лишнее

Тем не менее корректировка системы высшего образования всё равно произойдёт. Во-первых, по ряду направлений бакалавриат отменят и заменят его пяти-шестилетними программами. Во-вторых, бакалаврам ограничат выбор магистерских программ для продолжения обучения. И в-третьих, отечественные вузы прекратили сотрудничество с европейскими.

Однако отчаиваться в учёном сообществе не намерены. В планах – расширение сотрудничества с вузами стран БРИКС. Как говорят в ПетрГУ, студентам и сотрудникам сейчас открыты Китай, Индия и Латинская Америка.