БСМП. Чем занят доктор

В конце ноября исполняющей обязанности главного врача БСМП Петрозаводска стала заведующая хирургическим отделением Наталья Алонцева. В интервью «АиФ» врач рассказала, почему медики не всегда могут моментально оказать помощь пациентам, по каким причинам в больнице не хватает специалистов, какие возможности откроют новые приёмное отделение и хирургический корпус.

   
   

Тяжёлая ноша

Антон Соловьев, «АиФ Карелия»: Наталья Николаевна, как вы восприняли назначение на должность?

Фото: Из личного архива/ Наталья Алонцева

Наталья Алонцева: С одной стороны, как возможность убедиться: смогу я сделать то, что надо, или нет, – и оценить свои силы. Ведь вполсилы я работать не могу. Я человек непубличный – согласилась на должность не ради карьеры, в больнице я отработала 30 лет. С другой стороны, ко мне должны присмотреться как в администрации БСМП, так и в министерстве здравоохранения.

– В системе здравоохранения республики наибольшая нехватка врачей, пожалуй, в самых сложных специальностях – в хирургии и онкологии, а вот должности в информационно-аналитическом центре или в центре бухгалтерии все заняты. Хотя и зарплаты там меньше.

– Вопрос действительно насущный. Он волнует нас практически ежечасно и ежеминутно. Почему не идут работать врачами, медсёстрами, фельдшерами? Приди сегодня больше медиков – естественно, тем, кто работает в медицине, было бы легче. Но не идут. Наверное, те деньги, которые медицинские работники получают в больнице, люди могут получать в другом месте, но с меньшей интенсивностью труда и меньшими моральными затратами.

– Но почему ситуация наиболее трудная именно в БСМП?

– Потому что можно получать ту же зарплату в других медучреждениях, но оказывать не экстренную, а плановую медицинскую помощь. Поэтому привлечь специалистов в больницу скорой медицинской помощи очень сложно: от нас уходят, у нас везде тяжело работать, везде ответственность. Понимаете, одно дело, когда вы отвечаете за плановых больных и в смену у вас экстренная ситуация может случиться у трёх-четырёх пациентов. Другое – когда у вас бесконечный поток и вам даже голову поднять некогда. Утром я разговаривала с заведующей приёмным покоем. Одновременно сегодня ночью в приёмном покое сидело 30 человек. Все они пришли сами, их не на скорой привезли. А количество докторов, которые могут оказать помощь, ограничено. Наши лор-врачи ведут приём взрослых круглосуточно и детей – с вечера до утра. И вот сегодня лор закончила приём только в два часа ночи. Приём, который можно было бы провести и в поликлинике.

   
   

– Люди не всегда это понимают?

– Да, кто-то ценит труд врачей и понимает, что они работают на совесть и из последних сил. А кто-то иногда относится просто потребительски. Ведь это приёмный покой. Сюда везут пострадавших в дорожных авариях, упавших с высоты, больных с гастродуоденальным кровотечением (тяжёлое осложнение язвы желудка. – Прим. ред.). Таким пациентам мы должны оказать экстренную помощь. При поступлении таких больных сразу собираются мультидисциплинарные бригады – и нейрохирурги, и травматологи. Подчас счёт идёт на минуты. А кто-то поступает с порезанным пальцем и требует тут же оказать помощь. Поэтому хочется, чтобы люди понимали: доктор не подошёл не потому, что он не хотел, а потому что он занят.

– Младших медработников тоже не хватает?

– Да, санитарок. Когда человек попадает в больницу, мы обязаны и подмыть, и поменять памперс. Но одновременно санитарочке надо поменять памперс пяти-шести пациентам, а ваш родственник может оказаться четвёртым или пятым. Подождите, пожалуйста, и к нему подойдут. Или помогите.

Расширение вынужденное и запланированное

– Строительство здания приёмного покоя идёт по графику?

– По некоторым позициям есть задержки. Но главный инженер ежедневно посещает стройку и докладывает, что сделано за день. В какой-то момент было затишье, но сейчас строительство идёт.

– А почему понадобилось новое здание?

– В существующем приёмном покое очень тесно, смотровых комнат недостаточно, операционная одна и на третьем этаже. А в новом здании будут и смотровые, и изолятор для тяжёлых больных, и операционная для проведения срочных операций. Кроме того, с появлением дополнительных площадей мы сможем разводить больных не только при приёме, но и в отделениях. И, конечно, сможем обустроить более комфортные палаты, душевые и перевязочные.

– А что станет следующим этапом реконструкции больницы?

– В дальнейших планах строительство нового семиэтажного корпуса, в котором разместятся хирургическое и реанимационное отделения. Сейчас готовят проект. Но пока оно не построено, мы планируем расширить площадь больничных помещений за счёт других зданий. Так, из главного здания мы хотим вывести плановых терапевтических больных, которые не нуждаются в экстренной помощи, а также лабораторию и пациентов, которым оказывается паллиативная помощь. Всё это позволит освободить место под необходимые операционные и перевязочные.

– БСМП теперь не совсем верно называть городской больницей.

– Да, в больницу поступают больные не только из города, но и районов – Пряжинского,  Муезерского, всего Прионежского, из Кондопоги, Суоярви...

– Почему так?

– Потому что пациентам необходима высококвалифицированная помощь – хирургическая, нейрохирургическая, травматологическая. Лучше, если она оказывается в центральной больнице.

– «Итальянская» забастовка медиков скорой помощи приостановлена?

– Да. Но бастующих стало меньше ещё до приостановки забастовки. Вышло из забастовки 13 человек: бастующих фельдшеров было 37, к 13 декабря оставалось 24. Требования, которые выдвигали медики скорой, были приняты во внимание и в марте, и летом. Как только станция скорой медицинской помощи выйдет из состава БСМП и станет отдельным учреждением, будет и финансирование, и повышение зарплаты.

Досье
Наталья Алонцева – исполняющая обязанности главного врача БСМП Петрозаводска. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук. Окончила медицинский факультет ПетрГУ в 1992 году. С 1990 года начала работать в БСМП медсестрой в хирургическом отделении. В 1993 году окончила интернатуру в городской больнице. До 2008 года была врачом-хирургом в БСМП, с 2008 года – заведующая хирургическим отделением.