Трагедия на Сямозеро. Суд вынес решение по делу о гибели детей

Петрозаводский городской суд вынес окончательный вердикт по делу о гибели 14 детей на Сямозере в июне 2016 года. Троим фигурантам уголовного процесса наказания удалось избежать, ещё трое получили тюремные сроки, но за колючую проволоку отправятся только двое. Приговор был оглашен 18 марта 2019 года.

   
   

Виновные и невиновные

Виновными в трагических события на Сямозере суд признал руководство детского лагеря – директора Елену Решетову и координатора Вадима Виноградова. Обоих приговорили к 9 годам и 6 месяцам колонии общего режима. Оба понесут ответственность сразу по двум статьям уголовного кодекса: «Оставление в опасности» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Решение принял судья Александр Смирнов.

Кроме того, суд частично удовлетворил иски потерпевших. По его решению, виновные обязаны выплатить пострадавшим компенсации. Елене Решетовой назначена сумма более чем в 21 миллион рублей, а Вадиму Виноградову – свыше 18 миллионов. Двоих несовершеннолетних детей Елены Решетовой – дочь 2002 года рождения и сын 2006 года рождения – передадут органам соцзащиты Москвы. Во время следствия они вместе со старшим восемнадцатилетним сыном были под присмотром пожилой матери Решетовой.

Инструктор лагеря Валерий Круподерщиков также был осуждён: его приговорили к 8 месяцам колонии-поселения. Однако за истечением срока давности от тюремного срока его освободили. Ему осталось выплатить 1 миллион 100 тысяч рублей в пользу пострадавших.

Фото: Пресс-служба МЧС РФ

Троих фигурантов громкого процесса суд оправдал. Служители Фемиды не нашли состава преступления в действиях бывшего начальника регионального управления Роспотребнадзора Анатолия Коваленко и его тогдашнего заместителя, а ныне временно исполняющего обязанности надзорного ведомства Людмилы Котович. Инструктора лагеря Павла Ильина суд также посчитал невиновным.

Ещё одному причастному к трагедии должностному лицу – фельдшеру Суоярвской районной больницы Ирине Щербаковой – в апреле 2017 года дали 3 года колонии-поселения. Медик приняла телефонный звонок тонущего на озере мальчика за шутку. Женщина отправиться отбывать наказание, когда её дочери исполнится 14 лет. Как установили следователи, отреагируй Ирина Щербакова на звонок, спасательная операция началась бы на 18 часов раньше.

Ни при чём

Как полагало следствие, Елена Решетова и Вадим Виноградов, а также инструкторы Валерий Круподеревщиков и Павел Ильин знали о штормовом предупреждении, но отменять назначенный на 17 июня водный поход не стали и организовали выход 47 детей из лагеря в акваторию озера. Одно из плавательных средств было неисправно и перегружено, а спасательные жилеты у детей были неподходящего размера. В результате шторма, начавшегося днём 18 июня, каноэ с 24 детьми перевернулось, 14 воспитанников лагеря утонули.

   
   

Обвинение и потерпевшие считают оглашенный приговор слишком мягким. Как сообщила заместитель начальника прокуратуры Карелии Ирина Кириллович, ведомство намерено подать апелляцию. Анна Широких, у которой на Сямозере погибла дочь, полагает, что потеряла ребёнка по вине инструктора Валерия Круподеревщикова. Тот не оказал девочке помощь в момент происшествия, а спасался сам. По словам женщины, трагедия случилась, потому что среди фигурантов дела не оказалось ни одного порядочного человека.

Что касается оправданное руководство Роспотребнадзора – Анатолия Коваленко и Людмилы Котович, то прокуратура требовала для обоих 6 лет колонии-поселения с лишением права занимать государственные и муниципальные должности. По версии следствия, ещё за год до трагедии оба начальника знали о многочисленных нарушениях в детском лагере, но ничего не предпринимали.

Однако, по словам Котович и Коваленко, закрытие лагеря на тот момент было не в полномочиях Роспотребнадзора. Ведомство просто выдавало эпидемиологические заключения. Адвокат Людмила Евстифеева разделяет такую позицию. По ее словам, вместо начальства надзорного органа к суду должны были привлечь чиновников из министерства труда и социального развития. Однако глава социального ведомства – Ольга Соколова – была привлечена только к дисциплинарной ответственности, как и ещё три высокопоставленных на тот момент чина: вице-премьер Валентина Улич, министр образования Александр Морозов и министр здравоохранения Ерванд Хилишян.
Фото: rk.karelia.ru

Из всех проходивших по делу о трагедии на Сямозере полностью вину признал только координатор лагеря Вадим Виноградов. «Сам себя не прощу за это, пусть меня проклянут», – раскаиваясь, сказал он. Фельдшер Щербакова признала вину лишь частично, назвав случившееся ошибкой.