Банк в понятной форме. Вкладчиков ждут нововведения

С 1 октября вступают в силу направленные на защиту интересов вкладчиков нововведения, которые инициировал Банк России. Теперь банки обязаны раскрывать минимальную гарантированную ставку по вкладам и информировать своих клиентов об условиях вклада в простой понятной форме. Подробнее о новых мерах защиты прав потребителей финансовых услуг рассказала руководитель направления экономического отдела Отделения Банка России в Карелии Ольга Фролова.

   
   

Где искать ключевые условия вклада

Фото: Центробанк РФ

С 1 октября банки обязаны раскрывать условия вкладов в виде таблицы. Это значит, что все ключевые условия вклада – вид и сумма, процентная ставка, возможность пополнять или досрочно снять деньги, порядок выплаты процентов, условия продления вклада и другие – будут сведены в одну краткую и понятную таблицу. Она должна быть на первой странице договора. Так человеку будет проще изучить предложение банка, оценить основные условия предлагаемого продукта и сравнить их с предложениями в других банках, чтобы выбрать наиболее подходящее для себя. Таблица будет одинаковой для всех кредитных организаций.

Минимальная гарантированная ставка

С 1 октября вступит в силу указание Банка России, по которому банки будут обязаны раскрывать минимальную гарантированную ставку по вкладам на первой странице договора вклада, а также на своих сайтах и в любых точках оказания услуг. В договоре она должна быть размещена в рамке и набрана хорошо читаемым шрифтом. Оформить вклад онлайн можно будет только после того, как клиент ознакомится с этой информацией.

Минимальная гарантированная ставка определяет, сколько человек точно получит, если не будет снимать деньги до конца срока вклада, вне зависимости от каких-либо других условий.

Вместе с таблицей основных условий вклада это поможет людям правильно оценить предложения разных банков и упростит выбор наиболее подходящего банковского вклада.

Защита от мисселинга

Банк России следит за тем, насколько качественно финансовые компании информируют своих клиентов о продуктах и услугах. Введение новых правил призвано защитить интересы вкладчиков и предотвратить возможные факты нарушения прав потребителей финансовых услуг.

Одна из недобросовестных практик продаж – мисселинг, продажа одного финансового продукта под видом другого. Человека намеренно вводят в заблуждение и предлагают ему не тот продукт или услугу, за которыми он обратился. Например, клиент намеревался открыть вклад, а его убеждают выбрать некий более доходный продукт, который на деле является инвестиционным инструментом. При этом человеку не объясняют, в чем особенности, риски и иные отличия этого инструмента от обычного депозита, а сам клиент вопросов не задает, поскольку уверен, что оформил обычный вклад.

Перед тем как начать инвестировать, следует создать финансовую подушку безопасности. По любым инвестициям прибыль не гарантирована
   
   

Менеджер банка должен разъяснить клиенту условия разных финансовых продуктов. В частности, между вкладом и инвестициями есть существенные отличия.

Во-первых, по вкладам доходность гарантирована и не может измениться в течение срока действия договора, вы заранее знаете, когда и сколько получите. Инвестиции на финансовом рынке всегда связаны с риском. Поэтому перед тем как начать инвестировать, следует создать финансовую подушку безопасности. По любым инвестициям прибыль не гарантирована, поскольку доход от инвестиций напрямую зависит от ситуации на финансовом рынке.

Во-вторых, в России вклады застрахованы государством, а инвестиционные инструменты – нет. Если банк, с которым вы заключили договор о вкладе, обанкротится или лишится лицензии, государство возместит сумму в пределах 1,4 миллиона рублей, включая проценты по депозиту.

Соглашаться на инвестиции следует осознанно и взвешенно, понимая не только выгоду, но и все возможные риски. При этом важно: разъяснения сотрудника банка об условиях и рисках финансового продукта должны строго соответствовать информации, указанной в договоре.

Банк России может потребовать от финансовой организации приостановить продажи, если она систематически утаивает важную информацию об ограничениях и рисках при продаже продуктов, вводит клиентов в заблуждение относительно возможного дохода и гарантий или выдает один финансовый продукт за другой, более надежный или доходный. Когда финансовая организация устранит нарушения и подтвердит это документами, ограничения на продажи будут сняты.

Важно, чтобы и поставщики финансовых услуг, и их агенты точно и в полной мере информировали своих клиентов, чтобы меры воздействия применять не требовалось.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, можно обратиться в Банк России через интернет-приемную на сайте регулятора.