Ни себе, ни людям. Чиновники не могут освоить деньги ФЦП

У программы развития Карелии до 2020 года оказалась не такая уж простая судьба. На протяжении первых трёх лет республика была попросту не готова приступить к полноценной реализации задуманных проектов, а впоследствии программу не раз корректировали и дополняли.

   
   

Выделить и освоить

Дмитрий Родионов, Карелия Фото: пресс-служба правительства Карелии

О запуске программы объявили в декабре 2014 года. По замыслу авторов, с 2016 по 2020 год в республику из федерального бюджета должны были приходить три миллиарда рублей ежегодно. Итого пятнадцать. Однако в 2016 году регион получил только 200 миллионов, а в 2017 году – только 356 миллионов. Почему? По словам Дмитрия Родионова, заместителя председателя правительства республики по вопросам экономики, ведомства не успели вовремя подготовить проектно-сметную документацию на объекты и пройти все согласования. Словом, всё дело оказалось в нерасторопности.

После нескольких окриков сверху в начале марта 2018 года чиновники внесли изменения в программу, а в сентябре министерства объявили торги и заключили контракты с подрядчиками. Только к началу декабря были подписаны договоры и перечислены авансы на полтора миллиарда рублей. До конца года правительство надеется провести аукционы ещё на полтора миллиарда.

Часть компаний приступила к работе. Так, на строительстве автодороги Медвежьегорск – Толвуя – Великая Губа – Больничный освоено 470 миллионов рублей, а на промышленную площадку в Петрозаводске потрачено 210 из 432 миллионов. Кроме того, начато строительство детсада в Ляскеля, а в аэропорту Петрозаводска продолжается нескончаемая реконструкция.

Павел Буренков Фото: пресс-служба правительства Карелии

«Не преувеличением будет сказать, что это вопрос даже не ежедневного, а ежеминутного контроля, – отметил Павел Буренков, министр экономического развития и промышленности РК. – Так что всё будет реализовано в намеченные сроки».

Что касается недополученных из-за медлительности чиновников почти 5,5 миллиардов рублей, то надеяться на их получение всё ещё можно. Как сказал Дмитрий Родионов, здесь есть два варианта. Первый – субсидия на региональные дороги. Второй – продление программы на два года.

Заменить и дополнить

В 2018 году программу меняли дважды. Первую редакцию обнародовали 6 марта, вторую – 10 ноября. В последнем варианте из программы исчезли планы по продлению улицы Куйбышева в Петрозаводске до набережной Варкауса, а также одни объекты газификации заменили другими. Зачем? Затем, что заново расставили приоритеты и оценили готовность инфраструктуры. Так, от реконструкции одной из центральных магистралей города отказались в пользу новых учреждений здравоохранения, а строительство газораспределительных сетей на Зареке, в Ильинском, Михайловском и Куйтеже просто сдвинули с 2019-го на 2020 год.    
   

Впрочем, в программе произошли не только замены. Программу дополнили. Пожалуй, наиболее важные новшества – по медицинской части. Так, на Древлянке достроят и реконструируют блоки А и Б здания Республиканской больницы. В одном разместят межрайонную больницу на 300 мест, в другом поликлинику. Она будет рассчитана на 800 посещений.

Игорь Корсаков Фото: пресс-служба правительства Карелии

Ещё одно дополнение – реконструкция терапевтического корпуса Республиканской больницы и надстройка сосудистого центра. Как отметил вице-премьер по социальным вопросам Игорь Корсаков, здесь будет оборудована полноценная операционная для проведения операций на сосудах.

Обновление ждёт и БСМП. В городской больнице появится вместительное приёмное отделение, что позволит разделить потоки пациентов: экстренных больных будут принимать отдельно, плановых – отдельно.

Сбудутся ли все эти мечты, пока не понятно. Опыт предыдущих лет, увы, оптимизм не вселяет.

Мнение эксперта
Олег Реут, политолог. Программа предполагает значительную диспропорцию в источниках финансирования. При общем бюджете в 96889,3 млн руб. финансирование проектов за счёт внебюджетных средств зафиксировано на уровне 86728,9 млн руб., за счёт средств федерального бюджета – 9528,8 млн руб., консолидированного бюджета Карелии – 631,6 млн руб. Риски неисполнения частными инвесторами договоренностей, достигнутых при разработке ФЦП в 2014 - 2015 годах, остаются запредельными. Очевидно, что, например, такие проекты, как международный автомобильный пункт пропуска «Сювяоро», таможенно-логистический терминалй в Лахденпохском районе (проектная пропускная способность – 5500 единиц транспортных средств в сутки, затраты на реализацию – 6,960 млрд. руб.) и торговый морской порт «Кемь» (грузооборот – 10 миллионов тонн в год, его стоимость 5.414 млрд. руб.) реализованы в ближайшее время не будут. Нет ни запроса на реализацию проектов, ни инвесторов. Неисполнение целевых индикаторов и показателей ФЦП даёт все основания федеральному центру отказывать в предоставлении субсидии из федерального бюджета. Карельское правительство систематически нарушает условия софинансирования расходных обязательств. Не меньшую проблему представляет собой и обеспечение исполнительской дисциплины и межведомственного взаимодействия между органами государственной власти Карелии. Следствием этого является отсутствие чёткой и своевременной организации конкурсных процедур, качественного и своевременного исполнения госконтрактов.