Энергетика цен. Для кого в 2021 году вырастет стоимость электроэнергии

Из-за спора двух крупнейших энергетических компаний республики стоимость электроэнергии может вырасти уже с начала года. Ситуацию усугубит и кратное увеличение сбытовой надбавки, запланированное с 1 июля. А через два года должен начаться постепенный возврат к обычным тарифам на электричество для бизнеса. Все это неизбежно приведет к росту цен.

   
   

Воруют одни, виноваты другие

Фото: пресс-служба правительства Карелии

Спор между энергетиками возник в нынешнем високосном году. Крупнейший поставщик электроэнергии «ТНС энерго Карелия» задолжал сетевому оператору «МРСК Северо-Запада» то ли 280, то ли 375 миллионов рублей. Разумеется, поставщики считают, что 280, а собственно энергетики из МРСК – что 375. Договориться не могут, заключить соглашение о реструктуризации долга – тоже. Как пояснил председатель госкомитета по ценам и тарифам РК Тимофей Крюков, разница в расчетах возникла из-за безучетного потребления, проще говоря – воровства. И не компаний друг у друга, а простых людей и столь же простых предпринимателей. К примеру, недавно индивидуальный предприниматель из Кондопожского района наворовал электроэнергии на 10 с лишним миллионов рублей.

Очевидно, что ближе к истине цифра сетевой компании. Она отвечает за передачу электроэнергии по ЛЭП и заинтересована в минимизации потерь, а поставщик готов списать на потери хоть все и даже больше. Но как бы то ни было, за крупный долг предусмотрены санкции. В частности, если задолженность поставщика перед энергетиками превышает 50 миллионов, то одну пятую электроэнергии он станет покупать не по сниженной, а по обычной цене. А это гарантированно приведет к росту стоимости электричества для более чем семи тысяч предприятий и организаций Карелии. Рост составит 35 копеек за киловатт-час – с 6,1 – 6,4 до 6,45 – 6,75 рубля.

Борьба с потерями

Примечательно, что в Карелии потери не самые высокие. По словам Тимофея Крюкова, в республике уже почти достигнут целевой показатель в 6,27%, который надлежало достичь только через два года. В остальных же регионах, в которых тоже сниженные тарифы на электроэнергию, он существенно выше. К примеру, в Тыве – 14%, а в Ингушетии – 20%. Добиться таких успехов удалось благодаря включению Карелии в 2018 году в число регионов с льготным ценообразованием. Тогда электроэнергия для бизнеса стала на 42% дешевле. В итоге многие поняли, что проще покупать, чем воровать.

Впрочем, снизить цены на электричество удалось не только за счет включения в перечень регионов-льготников. Последние два года госкомитет как может сдерживает рост тарифов, в том числе проводит оптимизацию расходов регулируемых энергокомпаний. Разумеется, все это вызывает недовольство энергетиков и они оспаривают тарифные решения в судах, иногда успешно. С июля грядущего года рост сбытовой надбавки составит от 40% до 300%. К примеру, у поставщика «Энергокомфорт. Карелия» в Петрозаводске она вырастет как раз таки на 300%. Величина надбавки – 18% в конечной стоимости. То есть почти четырем тысячам организаций и предприятий города, обслуживаемых «Энергокомфортом», придется платить за электричество примерно на треть больше.

Проблема в другом

Власть демонстрирует готовность сдержать рост тарифов. На самом деле никаких льготных тарифов не существует.

«Многие губернаторы любят рассказывать на публику о том, как они «выбили» те или иные льготы, – комментирует «АиФ» заместитель директора некоммерческого партнерства «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. – Но бесплатного ничего не бывает. За электроэнергию все равно заплатят – соседние регионы. Таким способом мы только маскируем проблему. Причем за чужой счет».

   
   

В случае Карелии и ряда других регионов за предпринимателей республики платит бизнес из первой ценовой зоны – центральной России, Урала и Западной Сибири.

Однако самое главное – закончить с перекрестным субсидированием. Это когда бизнес и госучреждения платят за всех остальных – преимущественно за жителей квартир, домов и дач. Но увы – трудящиеся не одобрят, хотя от такой меры могли бы выиграть все. А вот льготное ценообразование результатов не принесло – ни один из регионов-льготников не стал привлекательнее в инвестиционном плане. Как объясняет Валерий Дзюбенко, такая мера может оказаться эффективной только в случае избирательного и временного применения – к примеру, если предприятие энергоемкое. В противном случае, что льготный тариф, что не льготный, на ценах на продукцию он не скажется – не те суммы.