С 10 апреля стоимость проезда в половине маршрутных автобусов Петрозаводска вырастет с 32 до 37 рублей. Цены одновременно повысят пять транспортных компаний. За последнее повышение стоимости проезда антимонопольная служба выписала тем же перевозчикам миллионные взыскания. Судя по всему, доходов предпринимателям с лихвой хватает и на покрытие штрафов.
Без объяснения ценовой войны
Теперь платить на 5 рублей больше пассажиры вынуждены за проезд в автобусах № 1, 2, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 22. Все десять маршрутов по муниципальному конкурсу еще несколько лет назад получили пять транспортных компаний: «Авто Сити», «Транспортная компания», «АТП», «АТП 2», «АТП 3». Простая в обращении юридическая форма общества с ограниченной ответственностью позволяет работать перевозчикам как отдельным фирмам, но по факту они представляют собой транспортный картель. Отсюда и завидное единодушие в ценовой политике. В июне 2019 года те же бизнесмены столь же синхронно повысили стоимость проезда с 28 до 32 рублей.
Уведомления о повышении цены поступили от перевозчиков в мэрию 26 марта. По словам начальника управления дорожного хозяйства Петрозаводска Андрея Маслякова, никакого обоснования перевозчики не предоставили. Впрочем, закон предпринимателей оправдываться не принуждает, а предусматривает только уведомительный порядок. Но вопрос не в объяснительных записках, а в сговоре перевозчиков. Именно его наличие и предстоит выяснить антимонопольной службе. Обращение в УФАС за подписью мэра Петрозаводска Ирины Мирошник было направлено сразу после получения уведомления от транспортных компаний.
Стоимость проезда в автобусах остальных маршрутов пока осталась прежней. В маршрутках №3, 20 и 25 – 32 рубля, №9 – 31 рубль, №26 – 30 рублей и №17, 27 и 29 – 33 рубля. Вероятно «АТП №4 «Тосноавто», «ТК «Паллада» и «ТК «Вираж», работающие на этих маршрутах, просто отказались участвовать в сговоре. Все-таки в прошлый раз участники незаконного соглашения получили штрафы от 415 до 585 тысяч рублей.
Что чего определяет
Между регулирующими органами и предпринимателями возник традиционных в таких случаях спор: что первично и что вторично. Как антимонопольная служба, так и представители городской власти полагают, что сначала должны быть стулья, а только потом деньги.
«Повышение стоимости проезда не обосновано и не мотивировано, – комментирует «АиФ» председатель комиссии Петросовета по транспортному обслуживанию Павел Сандберг. – Качество услуг по перевозке остается низким, подвижной состав не обновляется, вождение оставляет желать лучшего. Любое ценообразование должно подкрепляться уровнем предоставляемой услуги. В случае пассажирских перевозок как минимум должно быть повышение качества. Лет десять назад невысокий уровень транспортного сервиса не так бросался в глаза, поскольку в целом город выглядел намного хуже. На фоне разбитых дорог и пошарпанных зданий дребезжащие маршрутки смотрелись органично, но теперь они перестали вписываться в городской ландшафт. Поэтому и предъявляемые требования к перевозчикам стали строже».
Позиция транспортных компаний ровно противоположная. Желаете хорошие автобусы, вежливых водителей и соблюдение графика движения – платите. Машины требуют ремонта и замены, шоферы хотят больше получать, штрафы тоже составляют статью расходов. Что до топлива, то бензин с момента последнего повышения стоимости проезда в среднем подорожал на 8%, а солярка – почти на 10%.
Частно-общественное партнерство
Правда, так выглядит ситуация на словах. А вот при проведении экономического анализа и изучения документов антимонопольной службой она выглядит иначе. Прошлое расследование УФАС показало, что повышение тарифа не обосновано.
«Повышение сразу на 15% – даже экономически неправильный шаг, – дает оценку депутат Петросовета. – Если качество перевозок останется на прежнем уровне, то транспортные компании потеряют доход. Ведь зарабатывать можно и за счет пассажиропотока, а при такой цене одни пассажиры станут чаще ездить на троллейбусах, а другие – на такси».
Другая претензия к перевозчикам связана со спецификой транспортного бизнеса. Как отмечает Павел Сандберг, предприниматели приняли решение в одностороннем порядке, но сегодня очень многое требует широкого обсуждения, тем более если речь идет об общественном транспорте. Он по определению не совсем частная лавочка, а часть городской системы.