Замкнутый круг. Маршрутчики намерены поднять цены

Людмила Корвякова / Из личного архива

Транспортные компании, работающие в Петрозаводске, намерены поднять цены на проезд в городских автобусах с 11 июня. В мэрии полагают, что даже нынешняя стоимость проезда не отвечает качеству перевозок. Перевозчики же считают, что повысить уровень транспортных услуг при сегодняшних 28 рублях за поездку попросту нет возможности.

   
   

Никаких сверхприбылей

До ноября 2015 года проезд в маршрутных автобусах Петрозаводска стоил 20 рублей, а после – на два рубля дороже. Через год стоимость поездки выросла до 25 деревянных, а в июне прошлого года – до 28. Теперь перевозчики намерены поднять цену на большинстве маршрутов до 32 целковых. Исключением станут один или два маршрута, поездка в которых уже традиционно обходится дешевле. На них придётся платить 30 рублей.

«Цены на топливо и запчасти растут чуть ли не ежемесячно, – говорит директор двух транспортных компаний города Дмитрий Смирнов. – При действующих ценах о новой технике речи не идёт. Да, содержать автопарк мы можем, но обновлять – нет. И к тому же: для чего работать? Для заработка. Ведь и у водителей есть семьи, которые нужно содержать. Поверьте мне, никаких сверхприбылей в городских перевозках нет».

Пример других городов – и стран – перевозчикам хорошо известен. Только вот в одном случае ситуация иная, а о другом с нашими 28 рублями за поездку лучше не знать.

«К примеру, в Челябинске проезд стоит 15 рублей, но городской транспорт дотирует администрация, - рассказывает Дмитрий Смирнов. – Город богатый, мэрия может себе позволить. Но посмотрите на стоимость проезда в цивилизованных странах. Скажем, в Финляндии и Швеции разовая поездка обходится в два-три евро, причём она ещё и дотируется из бюджета».

Дело нехитрое

В петрозаводской администрации полагают планируемое повышение цен необоснованным. Мэр города Ирина Мирошник уже направила в адрес руководства компаний-перевозчиков письмо, в котором поставила под сомнение оправданность предлагаемого тарифа и назвала его рост недопустимым.

«Качество осуществляемых вашими предприятиями регулярных перевозок в настоящее время не соответствует их стоимости, установленные расписания движения автобусов, нормы безопасности дорожного движения не соблюдаются, культура обслуживания пассажиров находится на крайне низком уровне. Наличие указанных фактов подтверждается большим количеством жалоб жителей и гостей города, поступающих в Администрацию Петрозаводского городского округа, Петрозаводский городской Совет и мне лично, материалами рейдовых проверок, проводимых специалистами Администрации Петрозаводского городского округа, информацией, поступающей от надзорных органов», - говорится в письме.    
   

Поэтому градоначальница требует от перевозчиков пересмотреть решение о повышении цен на проезд, а также повысить качество транспортных услуг и начать соблюдать расписание. Если же рекомендации мэра транспортные компании проигнорируют, то она обратиться в антимонопольную службу. Не исключено, что на рынке пассажирских перевозок Петрозаводска имеет место ценовой сговор.

Качество осуществляемых вашими предприятиями регулярных перевозок в настоящее время не соответствует их стоимости, установленные расписания движения автобусов, нормы безопасности дорожного движения не соблюдаются, культура обслуживания пассажиров находится на крайне низком уровне.

И вправду. При наличии всего лишь двух перевозчиков, один из которых работает только на трёх маршрутах, это дело нехитрое. Недаром Ирина Мирошник поручила специалистам мэрии подумать над расширением конкуренции на городских маршрутах. В первую очередь следует привлечь новые транспортные компании и переработать маршрутную сеть в городе.

Впрочем, точный ответ на вопрос об обоснованности нового тарифа может дать только изучение финансовых документов перевозчиков, отмечает председатель профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьёв. Комиссия в городской администрации такие документы при проведении проверки может запросить. Однако даже защитник интересов транспортных работников выступает на стороне пассажиров и выражает несогласие с ростом цен. Чисто по-человечески.