В Карелии более 9 тыс. многодетных семей, все они или малоимущие, или не имеют никаких льгот.
В чём причина такого положения дел — в материале «АиФ. Карелия».
Лишили льготы
В сентябре моему старшему сыну исполнилось 18 лет. Он студент Санкт-Петербургского госуниверситета, учится очно на бюджете. В начале октября появилась ведомость на оплату детского сада, который посещает младший — третий — ребёнок в нашей семье: сумма увеличилась по сравнению с сентябрём вдвое. Оказалось, у семей, в которых нет 18-летних детей, остался коэффициент 0,5, а у нас теперь полная стоимость, выставлен коэффициент 1. Мы перестали быть многодетными?
По карельскому законодательству, на которое ссылается администрация города, теперь многодетная семья не имеет права на льготную оплату детского сада, даже несмотря на то, что старший сын — студент и есть подтверждающие его статус документы. Интересно, что, даже если 18-летний ребёнок ещё не окончил школу, многодетная семья всё равно лишается льготы.
«Взимание платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Петрозаводского городского округа регламентируется положением о плате за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Петрозаводского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утверждённым постановлением администрации Петрозаводского городского округа № 4428 от 28.08.2013. Согласно п.п. 11.2 указанного положения, льгота в размере 50 процентов предоставляется родителям (законным представителям), имеющим трёх и более несовершеннолетних детей», — ответили в администрации Петрозаводского городского округа.
Кстати, всем многодетным родителям в этом году заменили удостоверения. Теперь они нового образца и даже бессрочные. Специалист Центра социальной работы в Петрозаводске при выдаче документа указала, что до 2030 года все меры соцподдержки для многодетных нам сохраняют. Однако возникает вопрос: какие льготы, если даже оплата детского сада сюда не входит? К слову, по федеральному закону скидка на плату за дошкольника сохраняется, но в Карелии на этом экономят.
«Выгоднее не работать»
Сегодня у меня как у многодетной мамы есть только удостоверение, по которому я могу купить льготный билет в театр и филармонию, сходить со скидкой в бассейн. Младшему ребёнку пять лет. Земельный участок мы так и не получили. Было предложение чиновников найти самим какой-то свободный участок и заявиться на него. Однако в Карелии на одном участке нередко оказывается три собственника или арендатора, иногда дела заканчиваются в суде.
Мы не получаем никакого пособия, никаких выплат на «коммуналку», мой школьник (а до этого года их было два) не питается в столовой бесплатно. И всё потому, что мы не признаны малоимущими.
В Карелии помогают только малоимущим многодетным семьям. А если оба родителя работают и в семье не пять и более детей, то платите и растите своих отпрысков сами. Вам никто помогать не будет. Никак. В чём тогда заключается мера соцподдержки до 2030 года, указанная в удостоверении?
Когда мы оплатим детский сад, питание в школе, танцы, футбол, проезд, коммунальные услуги, общежитие студента, ипотеку и кредит, то мы становимся точно малоимущими! И это я не перечислила основные затраты — на питание. Выходит, в Карелии выгоднее не работать, а получать пособия и быть малоимущими. А чем наша семья не такая многодетная, как другая, в соседнем подъезде?
«Мы оказались точно в таком же положении: никаких льгот и пособий, хотя у нас старшая дочь тоже студентка. Мы как будто и не в России живём, где работают одни законы, а у нас в Карелии — другие. Вы знаете, я даже не пошла менять это удостоверение. Не вижу смысла», — рассказала «АиФ. Карелия» многодетная мама Татьяна.
Когда моим старшим сыновьям отказали в льготном питании в школе (речь шла о 100 рублях в день), я обратилась к депутату Заксобрания Карелии Галине Гореликовой. В официальном письме просила рассмотреть возможность внести поправки хотя бы в вопрос питания в школе, чтобы не разделять семьи и детей на нищих и не нищих. Часто таких детей в школе называют нищебродами, многие из-за этого не ходят в столовую. При этом слово «многодетные» звучит гордо. Но у нас пока многодетные только те, кто малоимущий. Ответа на свой запрос я так и не получила, с тех пор прошло больше двух лет. Видимо, я в списке тех «куриц», которым ни ответа не нужно давать, ни места в зале во время заседания комитета.
На этот раз обращение о внесении поправок в закон о поддержке многодетных семей я подготовила на имя председателя Заксобрания Карелии Элиссана Шандаловича. Кроме того, подготовила обращения к уполномоченному при президенте по правам ребёнка в России Марии Львовой-Беловой и к уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой. Я убеждена: мои права многодетного родителя, а также права моих детей систематически нарушаются.
И есть ещё один момент, почему я написала не только эту статью, но и различные обращения: чтобы не говорили, что мы только на кухне возмущаемся и ничего больше не делаем!