Аквалангист и пароход. Какие тайны скрывает Ладога

Станислав Тимофеев / Из личного архива

Удивительную находку сделали дайверы из Орла в водах Ладоги около Валаама. Прибывающие на теплоходах на святой остров паломники и туристы даже не подозревали, что проходят в нескольких метрах над затопленным свидетелем монашеской истории и участником советско-финской войны.

   
   

На ловца и зверь

Редкостная удача постигла аквалангистов из Орла три года назад. Дайверы из клуба подводного плавания «Диво» проводили тренировочные погружения на Ладоге. Ребята готовились к экспедиции на Карское море.

Фото: Из личного архива/ Станислав Тимофеев

Когда подготовка была закончена, дайверы собрались домой. Переход из Ладоги в Орел не близкий – решили запастись провиантом. На лодке отправились в ближайший магазин на причале, а на обратном пути подумали еще раз обследовать водную местность при помощи гидролокатора бокового обзора. И вот – его величество случай и госпожа удача. Прибор показал очертания явно рукотворного объекта, которого нет ни на одной навигационной карте.

На следующее утро дайверы погрузились на дно и воочию увидели затопленный пароход. Но какой? Так сразу не скажешь – сплошные предположения. Поначалу подумали, что найденное судно – пароход «Сергий», но тот затонул в Монастырской бухте. Тогда выдвинули другую гипотезу: обнаруженное судно – «Valamon luostari». В переводе с финского – «Валаамский монастырь». Так назвали его монахи, которые приобрели его за 60 000 марок в 1931 году. Транспортное судно было построено в Швеции в 1862 году и носило название «Kjell». До начала Зимней войны 1939 – 1940 годов пароход курсировал по маршруту Валаам – Лахденпохья.

Фото: Из личного архива/ Станислав Тимофеев

Когда пришла война, финны мобилизовали «Valamon luostari» в транспортный отряд своей военной флотилии. А 22 января 1940 года «Валамон Луостари» затонул в результате бомбардировки советской авиации. Место затопления – Никоновская бухта, глубина – от 7 до 9 метров. Финны тогда экспроприировали у монастыря несколько пароходов, но «Валамон Луостари» стал единственной на Ладоге боевой потерей финского и советского флота.

Идентификация личности

Но пока что затопленное судно «Валамон Луостари» продолжало пребывать в статусе легенды. Наука не терпит пустых догадок, здесь нужны твердые аргументы. Поэтому в течение двух последующих лет команда орловских дайверов собирала информацию о всех суднах, которые могли затонуть на Ладожском озере. Исследовательская работа только укрепила аквалангистов в выдвинутой гипотезе, однако нужны были точные доказательства. Поэтому в июле прошлого года дайв-бот «Одиссей-2» орловских исследователей вновь оказался на Ладоге.

Фото: Из личного архива/ Станислав Тимофеев

Во время серии погружений орловчане провели полное обследование судна. Обнаружили на борту буквы W и A, брашпиль и привод для подъема якорей, паровую машину в трюме машинного отделения. А еще удалось найти много деталей: фрагменты посуды, карданный подвес и навигационные фонари. Причем на одном из них сохранилась паспортная табличка с маркировкой и указанием фабрики изготовителя.

   
   

Но главное – дайверы вычислили длину и ширину корабля, а также определили высоту борта у машинного отделения. Почему главное? Потому что размеры «Валамон Луостари» были хорошо известны. Поэтому обследование позволило точно идентифицировать затонувший пароход. Свой вклад в «установление личности» внесли и архивные фотографии. Так что сомнений не осталось: найденный на пути к Карскому морю пароход – тот самый пришелец из шведского XIX столетия.

Сейчас дайверы представили результаты своей экспедиции на национальную премию «Хрустальный глобус». Пока они прошли заявочный отбор.