Автовокзал сократил число рейсов. Коллапс на пригородном направлении

Андрей Басов / Из личного архива

В разгар дачного сезона и летнего отдыха пригородное и междугороднее автобусное сообщение в Карелии начало внезапно сокращаться. Пассажиры приходят на остановку в надежде доехать до города или дачи, а автобус просто не приходит. Госкомпания «Карелавтотранс» отменяет рейсы без всякого предупреждения и вдобавок ко всему массово сокращает перевозки по ряду направлений.

   
   

Взять и отменить

Перебои как в пригородном, так и междугороднем сообщении начались еще в мае, но с наступлением лета график движения начал медленно плавиться и, в конце концов, окончательно потек. Рейсы стали срываться даже на популярных направлениях.

«Когда прекратится безобразие с отменой рейсов №533 Сортавала - Петрозаводск? – недоумевает жительница Карелии Ольга Грищенкова. – Если не справляетесь, передайте другим перевозчикам. Ну, просто слов уже нет... Как планировать поездки? Этот рейс вечером последний по этому направлению, позавчера не было рейса, сегодня нет. Вам бы посмотреть на истерики и слёзы пассажиров, у которых были запланированы поездки, забронированы гостиницы и прочее. Видимо, нужно подавать на вас в суд за срыв рейсов или жаловаться в вышестоящую организацию, чтобы лишили вас лицензии. На текущей неделе рейса не было четыре дня».

Такая ситуация на маршруте №533 складывается уже на протяжении полутора месяцев. Всего же в день по республике срывается до 30 рейсов. В большинстве случаев о сорванном рейсе пассажиры узнают на остановке, хотя бывает, что автовокзал информирует об отмене автобусов заранее. Впрочем, выглядит это не менее обескураживающе. К примеру, 6 июля он проинформировал, что дневные рейсы Петрозаводск - Санкт-Петербург и ночные Петрозаводск - Костомукша с 6 по 11 июля выполняться не будут.

Тронулись, но не тем

К середине июля перебои в пассажирских перевозках продолжались, и ГУП «Карелавтотранс» принял решение радикально сократить число рейсов. Прохудившееся расписание стало действовать с 14 июля и озадачило многих пассажиров. К примеру, если из Петрозаводска в Машезеро и Шапшезеро автобусы ходили 32 раза в неделю, то теперь осталось только 17 рейсов. Правда, сокращение произошло в два этапа – 7 июня и 14 июля, но легче от того дачникам и отдыхающим не стало.

«Совсем тронулись умом, – констатирует жительница Петрозаводска Галина Никулина. – В Лососинное как добираться ? Пешком люди должны попадать? Куда еще жаловаться – остается Путину! Люди за 40 лет, сколько существуют СНТ, просто в ужасе. Там шесть кооперативов, и всю неделю до пятницы не могут поехать по-человечески отдохнуть. Это лето! С осени до мая рейсы отменяйте».

Поначалу от регионального правительства последовали дегенеративные пояснения. Мол, рейсы срывались по неким техническим причинам, а автобусы в Лососинное,

   
   

Шапшезеро и Машезеро были отменены из-за низкого пассажиропотока.

«Три тысячи человек живут на дачах – низкий пассажиропоток у них, враньё! – говорит петрозаводчанка Анна Макарайнен. – Рейсы отменяют сплошь и рядом там, где идёт ремонт дорог. Проанализируйте, где они отменяют рейсы. Зачем четыре раза в день на неделе ездить? В пятницу, субботу и воскресенье я могу понять, но по другим дням и двух-трёх раз достаточно. Главное, чтобы рейсы были ежедневно».

Денежная альтернатива

Фото: Администрация Петрозаводского городского округа

Позже в республиканском министерстве транспорта дали более внятное объяснение происходящему с пригородными и междугородними перевозками в Карелии. По словам заместителя главы транспортного ведомства республики Юлии Мизинковой, на госпредприятии «Карелавтотранс» водителей автобусов попросту не хватает. Многие сотрудники в летний период уходят из ГУПа на более высокооплачиваемую работу вахтой, а зарплата от 45 тысяч рублей со всеми социальными гарантиями и официальным трудоустройством оказывается недостаточно привлекательной.

Свою лепту в усугубление и без того непростой ситуации с кадрами внесло и новое руководство «Карелавтотранса» – в очередное раз оно сменилось в начале года. Во-первых, было пересмотрена система премирования водителей, а во-вторых, отменена практика, хорошо зарекомендовавшая себя за предшествующие десятилетия. До сих пор число рейсов с началом дачного сезона увеличивалось пропорционально растущему пассажиропотоку, и только в нынешнем году автобусы сразу пустили на полную катушку. В результате ни водителей, ни выручки. Кадры снова решили все.