Дирижабль спешит на север. Воздушные гиганты возвращаются в строй

Жители нашего края впервые увидели огромный летающий аппарат под названием дирижабль в начале мая 1926 года. Тогда над Карелией проплыла большая серебристая сигара – аппарат «Норвегия» под командованием итальянца Умберто Нобиле.

   
   

Его экипаж, чтобы не заблудиться, летел вдоль линии железной дороги на Мурманск, намереваясь с побережья Северного Ледовитого океана стартовать к Полюсу и далее – на Аляску. Никто в ту пору не подозревал, что это не просто полет к Северному Полюсу, а начало борьбы нашей страны за Арктику.

Дирижабль «Норвегия» над пл. 25-го октября (бывшей Петровской площадью) Петрозаводска. Репродукция из газеты «Красная Карелия», 6 мая 1926 года. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

После серии первых удачных полетов Нобиле правительство СССР поспешило принять участие в мировой воздухоплавательной гонке и пригласило итальянца возглавить проектирование и строительство дирижаблей в нашей стране. Советский Союз как никто другой был заинтересован в воздушных кораблях большой грузоподъемности. Ведь многие наши северные территории были доступны только таким транспортным средствам. И на первых порах успехи воздухоплавания оправдывали ожидания.

И у гиганта есть слабости

Дирижабли, построенные с помощью генерала Нобиле, ставили рекорды продолжительности и высоты полета. Однако очень скоро во всем мире отношение к дирижаблям стало меняться. И этому были свои причины.

Тогдашний дирижабль, огромный неповоротливый аппарат, очень зависел от превратностей погоды. Сильные ветры, частые в северном полушарии, осложняли управление кораблем, а иногда делали полет совершенно невозможным. Кроме того, начиненный опасным горючим газом водородом, он боялся малейшей искорки.

К тому же прорезиненная внешняя оболочка покрывалась тонким слоем наледи от частых северных туманов. Это сразу же резко увеличивало вес аппарата, отчего он неудержимо стремился к земле. А поскольку полет происходил на малых высотах, от 100 до тысячи метров и на скорости гоночного автомобиля, нетрудно представить, как опасно бывает незапланированное снижение, особенно если впереди по курсу попадется высокая гора.

 
 
 

Трагедия, остановившая дирежаблестроение

Именно по этой причине погиб советский дирижабль «СССР. В-6 «ОСОАВИАХИМ». «В-6» пролетел над Петрозаводском 6 февраля 1938 года. Подобно Нобиле, его командир решил идти вдоль железной дороги до Мурманска и уже оттуда лететь на помощь терпящей бедствие дрейфующей полярной станции «Северный Полюс-1».

   
   
 
 

В февральских сумерках перед Кандалакшей, находясь над тогдашней территорией Карелии, кто-то из экипажа прямо по курсу дирижабля неожиданно увидел гору. Воздухоплаватели вовремя не заметили наледь на оболочке и не среагировали на снижение аппарата. Поднимать рулями высоты отяжелевший «В-6» было уже поздно. На скорости более 100 км/час гондола ударилась о деревья, мгновенно лишив жизни всех, кто в ней находился.

Вот так катастрофа «В-6», а за год до этого гибель суперкомфортабельного немецкого дирижабля «Гинденбург» едва ли не навсегда поставила крест на истории советского и мирового дирижаблестроения. Эти две трагедии вошли в список ста самых серьезных авиакатастроф наравне с гибелью Юрия Гагарина и американских астронавтов на «Челленджере».

Только в последние 15 лет с появлением легких и прочных материалов, с использованием вместо водорода негорючего газа гелия в мире снова появился интерес к этим летающим кораблям. В США, в Японии и России всерьез занялись проектами воздушных судов.

Полярный гусь побил рекорд

В современной России наибольшим авторитетом в исследовании и практическом применении дирижаблей стал человек, детство и юность которого прошли в Карелии, в Петрозаводске. Станислав Федоров (1968 – 2020), сын бывшего главного гаишника страны, а потом сенатора от РК Владимира Федорова, был известен не только как спортсмен-воздухоплаватель и конструктор воздухоплавательных аппаратов. Он автор 11 российских, 7 мировых и одного абсолютного мирового рекорда. На своем тепловом дирижабле «Полярный гусь» в 2006 году он поднялся на высоту 8180 метров, побив мировой рекорд, державшийся 90 лет.

Но не только спортивные рекорды заставляют ученых совершенствовать воздушный корабль, делать его максимально дешевым, выносливым и безопасным. В приполярном бездорожье российской Арктики сосредоточены огромные нефтегазовые богатства, сравнимые с залежами Кувейта. Потребуются мощные и надежные транспортные средства для доставки людей и оборудования в тундру и на нефтяные океанские платформы. Наконец надо будет обеспечить патрулирование и охрану всех территорий российской Арктики. Возможно, в недалеком будущем мы не раз увидим в небе большие воздушные корабли, спешащие на север. Начало этой арктической эпопее было положено почти 100 лет назад, когда над Карелией пролетел первый полярный дирижабль.