Форель не по вкусу. Жители продолжают борьбу за чистую воду

Очередной конфликт между местными жителями, форелеводами и сельскохозяйственным ведомством разгорается в деревне Ватнаволок Кондопожского района. Примечателен он тем, что ловить политические дивиденды в мутной воде форелеводческого скандала в преддверии выборов прискакали, кто мог и не мог.

   
   

Нехорошие соседи

Рыбоводный участок под номером пять в Ватнаволокском заливе был сформирован еще в 2009 году. Вообще говоря, он располагается не непосредственно в деревне, а в шести километрах к северу. Здесь же – рядом с деревней Лижма и на Лукин-острове – уже работают форелевые садковые хозяйства. По словам местных жителей и дачников, ни к чему хорошему такое соседство не приводит.

«Мы всегда пили чистую воду, – говорит жительница Ватнаволока Мария Бесова. – И Онего было чистое, в котором мы ловили рыбу. Теперь же нашим рыбакам не разрешают рыбу ловить, а садки ставить собираются. Сначала на пристани сделали железный садок. Приезжал министр сельского хозяйства, и решили, что озеро как будто нам не принадлежит. Что хотят, то и будут делать. Садки ставят, дорогу делают. Но мы, жители деревни, хотим пить чистую воду. Теперь я некипяченую воду не пью».

Жители Ватнаволока написали обращения во все инстанции – от прокуратуры до президента – и прибегли к поддержке всевозможных активистов – от экологов до политиков. В августе прошло три схода. На первый пришло больше двухсот жителей деревни и дачных кооперативов «Черемушки» и «Рябинушка», на второй – порядка ста, а на третий встретиться с людьми приехал министр сельского и рыбного хозяйства РК Владимир Лабинов.

Экономика или экология

К сожалению, диалога не вышло. Ни та, ни другая сторона слушать друг друга не хотели. Судя по всему, в республиканском правительстве просто решили поставить конфликт на паузу – по крайней мере до выборов. Оппозиционные партии сегодня используют любую возможность для наращивания политического капитала, и лишний раз давать оппозиционерам слово власти не хотят. По тем же соображениям были отложены и публичные слушания – по генеральному плану Петрозаводска и по строительству экотехнопарка и полигона в Орзеге.

Фото: пресс-служба правительства Карелии

В то же время непреклонная позиция Владимира Лабинова по форелевому вопросу хорошо известна. Форелеводческие хозяйства – фактически образец для подражания для всей остальной экономики. Они создают по-настоящему конкурентную бизнес-среду, твердо стоят на ногах и не нуждаются ни в каких субсидиях с дотациями. А еще – налоги идут в казну, дороги строятся за счет форелеводов, покупатели охотно покупают красную рыбу, а сотрудники предприятий получают зарплату, которая в среднем по отрасли превышает 85 тысяч рублей.

Разумеется, все это может быть перечеркнуто загрязнением озер и гибелью рыбы. Однако форель придирчива к среде обитания, а значит, в поддержании воды чистой заинтересованы прежде всего форелеводы. Поэтому на 18 рыбоводных предприятиях перестали потрошить рыбу у садков и начали перерабатывать в цехах. В планах сельскохозяйственного министерства и решение проблемы донных отложений, которые можно использовать в качестве удобрения.

   
   

Масштаб проблемы

Ватнаволокская губа по сравнению с другими заливами Онежского озера пока что остается тихой гаванью, в которой деятельность форелеводов не так заметна. К примеру, на примерно такой же по площади Кондопожской губе расположено 15 рыбоводных участков, в то время как в Ватнаволокской – только четыре. Всего же в Карелии 204 рыбоводных участка, около 30 из которых пока не заняты.

Ватнаволокский участок в пользование получило предприятие из Твери ООО «Ржевзернопродукт». Произошло это в 2019 году – после расторжения договора с прежним арендатором. Ставить садки предприниматели стали только в июле, поэтому конфликт и вспыхнул только сейчас.