Глубокое невезение. Услуги почты становятся недоступны

пресс-служба "Почта России"

К регулярным перебоям в доставке почты в деревнях и поселках добавилась еще одна беда. В республике 109 поселений теперь включены в перечень труднодоступных, а поэтому местным жителям придется платить за услуги почтовой связи вдвое больше. Коэффициент за труднодоступность составляет 100%.

   
   

По произвольному критерию

В злосчастный список угодили не только затерявшиеся на просторах Заонежья малонаселенные деревни и глухие поселения Муезерского района, но и расположенная на федеральной трассе А-121 «Сортавала» Колатсельга и находящаяся в получасе езды от Петрозаводска Педасельга. Многие поселения – к примеру, Тумба и Гимолы – и раньше числились труднодоступными, но только в зимний период. А теперь – круглогодично.

«В прошлом году в декабре мне понадобилось отправить посылку в Калининградскую область, – рассказывает жительница поселка Тумба Суккозерского поселения Анна Лялина. – Решила перед этим на сайте «Почты России» рассчитать плату за пересылку. Мне выдало сумму больше чем в 1000 рублей за четырехкилограммовую посылку. За что? Оказалось, что 100% к плате взимается за труднодоступность – теперь поселок Тумба включен в список труднодоступных круглогодично. С нами вместе в Муезерском районе оказались Гимолы и Мотко. На сайте обратилась в чат. Спросила, по каким критериям включаются почтовые отделения в список труднодоступных? Операторы ответить толком не смогли, посоветовали обратиться с претензией к «Почте России». Что я и сделала. В пример привела соседний поселок Суккозеро в 30 километрах от Тумбы, не включенный в список. Спросила, по каким критериям отделения включаются в список труднодоступных круглогодично? В чем труднодоступность? Мы что, на острове живём, нам почту самолётом доставляют или катером?»

В ответе на обращение заместитель директора Управления федеральной почтовой службы РК Наталья Неволайнен пояснила, что перечень периодически пересматривают и Суккозеро тоже включат в список труднодоступных. Руководитель не слукавила – поселок теперь тоже в перечне. Впрочем, многие деревни остались и без того.

«Почта в поселке Мотко не работает, – рассказывает Ирина Филина. – Пенсии и счета привозят один или два раза в месяц почтальону на дом. Летом гостила у мамы, стала свидетелем того, как предложили людям ехать в Муезерку самим за пенсией, так как нет бензина или что-то с машиной».

Отрезать от мира

Как пояснили в Управлении почтовой службы РК, тарифы устанавливаются в зависимости от себестоимости. Доставить почтовые отправления в глубинку да еще и в срок – удовольствие не из дешевых. А у почтальонов и водителей зарплаты и так ниже некуда.

Конечно, многие критикуют почту. Мол, занимается не своим делом, отделения превратились в универсальный магазин. Но, во-первых, не по прихоти или по глупости, а не от хорошей жизни: зарабатывать надо, а не на одни субсидии из кармана налогоплательщиков жить. А во-вторых, банки тоже не одни банковские услуги предоставляют. И ничего, неплохо справляются. А что до справедливости, то если одно дороже, то другое-то дешевле. В деревнях, например, обязательная страховка автомобиля обходится вдвое меньше, чем в городе. Только вот связь с миром люди не одним лишь автомобилем поддерживают.

   
   
Фото: Из личного архива

«Для редакций районных газет худо тут то, что именно в этих «неперспективных» поселениях живут их преданные и стародавние читатели и подписчики, которые десятилетиями, с советских времён ещё, считали необходимым для себя выписывать родные для них районные газеты, – комментирует руководитель Центра социальных и политических исследований Анатолий Цыганков. – Но теперь сельские жители призадумаются. Заезжать в их поселения, попавшие в разряд труднодоступных, работники «Почты России» будут редко, раз в месяц, не чаще, когда пенсии привезут, да и стоимость районных газет подорожает. Это означает, что еженедельные районные газеты скоро потеряют сельских читателей. Сами районки становятся доступными преимущественно для жителей районных центров».