Исламисты в Карелии. Угрожает ли нам террор?

Александр ФИРСОВ / АиФ

До минувшего понедельника для большинства жителей Карелии исламистский террор был понятием очень и очень далёким.

   
   

Конечно, мы регулярно видели репортажи по федеральным телеканалам о том, как в далёкой Сирии или Ираке воюют с террористами, помнили про то, как исламисты устраивали теракты в Москве и южных регионах России. Многие семьи потеряли своих родных и близких в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Но в любом случае эти трагедии прямо касались лишь незначительного меньшинства жителей Карелии, и географически террор казался чем-то далёким и малореальным.

В конце концов, если вы не сотрудник полиции, ФСБ или военнослужащий, то шансов лично столкнуться с исламистами, у вас крайне мало. Точнее сказать - было крайне мало.

Нечужая трагедия

Впервые это убеждение поколебалось в результате взрыва российского самолета, летевшего из Египта. На злосчастном рейсе «Когалымавиа», летевшем в Санкт-Петербург, находилась семейная пара жителей Беломорска, купивших путевки на отдых в эту арабскую страну. Но и тогда это казалось чем-то еще очень далёким от нас. Трагическими событиями на далёком-далёком юге, случайными жертвами которых стали наши земляки. Но в понедельник «легло» совсем близко.

Первые минуты после взрыва в метро Петербурга Фото: www.globallookpress.com

В теракте в Санкт-Петербургском метро пострадал житель Карелии. У большинства из нас есть родные и близкие в северной столице, и потому мобильные телефоны в тот день не умолкали. Станции метро «Сенная» и «Технологический институт», между которыми произошел взрыв, как и станция метро «Площадь восстания», отлично знакомы почти каждому жителю Карелии  - в конце концов, именно на Московский вокзал десятки лет приходили все поезда из Карелии и Мурманска. Мы ездим в Петербург за покупками и на отдых, в питерских ВУЗах учатся наши дети, количество культурных, экономических, исторических, личных связей между городом на Неве и Петрозаводском, который еще в советское время называли «маленьким Ленинградом» огромно, и поэтому трагедия Петербурга – это и наша трагедия также.

Однако, в самом деле, а может ли подобное повториться в Карелии? Угрожает ли нашей республике исламистский террор?

Исламисты в Карелии

Еще в 2013-м году популярный журнал «Русский репортер»опубликовал карту распространения по российским регионам подпольных сетей радикальных исламистов. Карта была подготовлена при содействии Российского института стратегических исследований и Центрального духовного управления мусульман России. 

Уже тогда в число регионов, на территории которых находятся ячейки ваххабитов, попала и Карелия. Впрочем, радикальных исламистов не было обнаружено, пожалуй, лишь на Чукотке. Как отмечало издание, в соседнем с Карелией Санкт-Петербурге в 2013-м году были задержаны двое русских, принявших ислам ваххабистского толка и выступавших с Интернете с проповедями и видероликами, прославлявшими Шамиля Басаева и «черных вдов», взрывавшихся в московском метро. В 2013-м году это казалось шокирующей новостью, в 2017-м выглядит устаревшей и банальной информацией. Сейчас, после теракта, в северной столице задержано уже 7 подозреваемых в его подготовке.

   
   
Задержания людей, сочувствующих террористам, регулярно проходят по всей России, и Карелия не исключение Фото: ГУ МВД по городу Курску

Последние 2 года карельское ФСБ также регулярно сообщало про задержание на территории Карелии людей, которые либо сочувствовали запрещенному в России террористическому «Исламскому государству», либо прямо  вербовали пушечное мясо для Всемирного халифата.

Только-только, в феврале этого года, 4 года лишения свободы получил 47-летний житель Карелии, который решил вступить в террористическую организацию и принять участие в боевых действиях на территории Сирии.  Для этого он изучил политическую обстановку в Сирии, специфику деятельности террористической организации на ее территории, ее цели и задачи, получил сведения о методах подготовки новобранцев, а также материалы, связанные с минно-взрывным делом. Кроме того, мужчина вел электронную переписку с вербовщиками и сочувствующими, а потом перешел от слов к делу:  рассчитал маршрут от  Петрозаводска до Сирии и его стоимость. И выехал на своем автомобиле по указанному маршруту, но был задержан.  И это только одна из многих подобных историй.

Нужно отдать должно карельским спецслужбам, перехватившим потенциального террориста – но как показала трагедия в метро Санкт-Петербурга, даже самые мощные спецслужбы иногда оказываются бессильными.

Терористы окопались «Вконтакте»

 Сейчас в Карелии усилены меры безопасности. На петрозаводском автовокзале, откуда уходят рейсы по всей республике, практически в режиме «нон-стоп» звучат ролики, рассказывающие об угрозе терроризма. Между тем, в социальных сетях одна за другой создаются группы, которые представляют собой своего рода террористическую инфраструктуру. «Вконтакте» одно время действовало даже официальное представительство того самого запрещенного в России ИГИЛ!  Большая часть сообщений исламистов была посвящена их успехам на фронтах в Сирии и Ираке, боевики публиковали также фотографии массовых казней и изображения тел убитых. И подобных групп, с менее броскими названиями, и более хитро спрятанным содержанием, множество.

В одной из них, кстати, и состоял Акбаржон Джалилов, которого подозревают во взрыве питерского метро. Более того, в соцсетях уже появились группы, участники которых называют Джалилова – героем, и рекомендуют ему подражать. И среди участников подобных исламистских групп «Вконтакте»  встречаются, увы, и наши земляки.  Предотвратить трагические последствия такого увлечения могут их родные и близкие.

Страдают и мусульмане

Муфтий Карелии Абуль-Азиз Дятко Фото: Из личного архива

«Думаю, родители должны обращать внимание на то, каковы интересы их детей в Интернете. Одно дело – обычные исламские ресурсы, и совсем иное те группы, в которых проповедуется грубое, уничижительное отношение к людям, агрессия в отношении инакомыслящих и иноверцев. Это же можно увидеть, если вчитаться в материалы групп. Резкость, грубость, воинственность, нетерпимость, которые пытаются замаскировать под духовное развитие», - считает муфтий Карелии Абдуль-Азиз Дятко.

Он также в очередной раз подчеркивает и просит жителей Карелии не путать мусульман и террористов. Сразу после теракта, карельские мусульмане выступили со словами сочувствия и соболезнования. В списке погибших и раненных много мусульманских имен и фамилий: исламисты не делают исключений для единоверцев, а болты, гвозди и иные поражающие элементы самодельных бомб ранят тела мусульман с той же легкостью и беспощадностью, как и немусульман.

«Но при этом на нас после каждого теракта обрушивается волна гнева и подозрений. Исламисты не только убивают нас, но и ставят под этот вал негодования», - с горечью отмечает муфтий.

К сожалению, теракт в Санкт-Петербурге вряд ли станет последним. И эта та новая реальность, в которой нам придется жить. И понимать, что Карелия вовсе не защищена охранными заклинаниями, и нужна бдительность, как спецслужб, так и обычных граждан, чтобы трагедия города на Неве не повторилась в нашей республике