Мусорить по-новому. Реформу отдали на откуп бизнесменам

Правительство республики решило отдать систему вывоза и утилизации мусора в частные руки. Новый мусоросортировочный комплекс, полигон по захоронению, переход к двухкомпонентному сбору отходов и передача транспортировки половины всего вывозимого мусора региональному оператору – такие перемены обещаны в ближайшие годы.

   
   

За чей счет банкет?

Планы по строительству мусоросортировочного комплекса и полигона по захоронению отходов недалеко от Орзеги окончательно оформились к 2019 году. Он сможет перерабатывать примерно две трети производимого ежегодно в республике мусора – 190 из 280 тысяч тонн. Место выбрано не просто так. Половину всего мусора производит Петрозаводск, а с центральной частью республики и Приладожьем – все 75%. Свозить отходы будут с мусороперегрузочных станций – такие построят почти в каждом районе. Концессионное соглашение о строительстве комплекса и полигона было подписано 1 марта. Построят не за счет казны, а за счет частной компании.

Фото: АиФ

«Согласно соглашению, инвестор обязан все построить к 2024 году, – рассказывает и.о. министра природных ресурсов и экологии РК Алексей Щепин. – Предоставленный участок переведен из лесного фонда. Осталось разработать проектно-сметную документацию, пройти экологическую экспертизу и перевести земли в категорию земель промышленного назначения».

В сумме строительство обойдется почти в полтора миллиарда рублей: 360 миллионов на мусоросортировочный комплекс и больше миллиарда – на полигон. К слову, отходы будут не только сортировать и захоранивать, но и пускать в производство биометана, углекислого газа и биогрунта. Соответствующая линия соглашением тоже предусмотрена. Фирма уже внесла пятипроцентную банковскую гарантию – больше 70 миллионов рублей. Собственных средств на постройку комплекса с полигоном у компании только 400 миллионов, остальные – взяли в долг у банка. Возникает опасение, что тариф на вывоз мусора начнет расти.

Фото: АиФ

«Согласно соглашению, мы должны удержать плановый тариф, утвержденный правительством, – поясняет директор Владимир Кванин. – Именно поэтому мы предусмотрели срок возврата инвестиций в 15 лет, а это почти в два с половиной раза больше рекомендуемого антимонопольной службой».

Дележ отходов

Фото: АиФ

В мире все взаимосвязано, и в мире мусора – тоже. Если комплекс с полигоном построят, а мусоровозы довезти отходы не смогут, то усилия по строительству отчасти будут напрасны. Поэтому хочешь не хочешь, а региональный оператор вынужден покупать технику, прежде всего мусоровозы. Когда комплекс в Орзеге построят, все старые свалки ликвидируют и возить придется куда больше. «Автоспецтранс» остановил свой выбор на мусоровозах Scania. Они стоят, конечно, в три с лишним раза дороже отечественных КамАЗов, но себестоимость транспортировки дешевле. По крайней мере так дело выглядит со слов директора «Автоспецтранса» Евгения Мошникова. Четыре такие машины уже работают в Петрозаводске. Всего в нынешнем году приобретут больше 20 спецмашин.

Также региональный оператор внедряет новую систему контроля за вывозом отходов. Она позволит проводить фотофиксацию, предотвращать перенакопление и отслеживать нарушителей, которые используют контейнеры не по назначению – под строительные или промышленные отходы.

   
   

Наконец, «Автоспецтранс» хочет прекратить сотрудничество с рядом районных операторов по вывозу мусора. По закону региональный оператор вправе обслуживать собственными силами до половины контейнерных площадок.

Разделять и выкидывать

Остается вопрос двухкомпонентного сбора мусора. Почему двухкомпонентный, если раньше вроде как говорили о раздельном? Как пояснил Алексей Щепин, изучение вопроса и опыта показало, что оптимально со всех точек зрения делить отходы на органические и неорганические. С одной стороны, возить так отсортированный мусор дешевле, с другой – мусоросортировочный комплекс прекрасно справляется с сортировкой сухих отходов. Возлагать эту обязанность на людей смысла нет. Но для тех, кто все-таки хочет мусор сортировать, такая возможность есть. В Петрозаводске работают компании, которые специализируются на переработке раздельно собранных отходов, а «Автоспетранс» будет ставить специальные контейнеры.