Рынок вывоза мусора в Карелии впал в ступор. Новые критерии и цены госконтрактов оставили ныне работающие предприятия за бортом, в результате чего госзаказы на транспортировку бытовых отходов автоматически перешли региональному оператору. В то же время закон запрещает ему стать единственным транспортировщиком ТКО.
Проезд закрыт
Аукционы на вывоз мусора с контейнерных площадок Петрозаводска и районов Карелии завершились 1 ноября. Признаны состоявшимися они не были – ни одно из специализированных предприятий не смогло принять участие в торгах. Исключением стал региональный оператор по обращению с ТКО – до конца прошлого года «АВТОСПЕЦТРАНС», а после – «Карельский экологический оператор». Согласно процедуре, именно ему и должны перейти госконтракты по транспортировке отходов.
Причиной сложившейся ситуации стали изменения в законодательстве о госзакупках – произошли они в конце прошлого года. Так, у участников торгов теперь должен быть опыт работы по госконтракту продолжительностью не менее трёх лет. Причём контракт должен быть закрытым к дате подачи заявки на участие в аукционе.
Однако ни одно специализированное предприятие в Карелии такому требованию не удовлетворяет. К примеру, три петрозаводских компании – муниципальное «Автоспецтранс» и частные «Экосервис» с «Апрелем» – работают по четырёхлетним контрактам, действующим с 1 января 2019 года. Поэтому электронная площадка к участию в торгах все три предприятия попросту не допустила.
Запрет на монополизацию
Вывоз мусора переходит в руки регионального оператора район за районом. Так, в октябре прошлого года организация стала самостоятельно транспортировать бытовые отходы в Сортавальском районе, а в октябре нынешнего – в Суоярвском.
Кроме того, сложившаяся ситуация не означает монополизации рынка – по крайней мере в Петрозаводске. В городе образуется больше половины отходов региона – в таком случае закон запрещает региональному оператору стать единственным транспортировщиком мусора в городе и предписывает ему провести торги.
Ценовая дискриминация
Другой вопрос – неравнодушие регионального оператора к муниципальному предприятию «Автоспецтранс», вывозящему мусор практически из половины районов города – Древлянки, Перевалки, Сулажгоры, Пятого поселка, Университетского городка, СКЗ, Голиковки и Зареки. Так, по контракту четырёхлетней давности МУП «Автоспецтранс» должно было вывезти 1,503 миллиона кубометров мусора, а начальная цена на торгах составляла 524,756 миллиона рублей. В пересчёте на кубометр выходило 349 рублей. В новом контракте цифры кардинально отличаются. Цена нынешнего заказа на обслуживание тех же районов города составляет 176,655 миллиона рублей, а объёмы – 450340 кубометров за два года. В пересчёте на кубометр выходит 187 рублей. В случае же других зон ответственности ситуация не выглядит столь драматичной. К примеру, в Прионежском районе мусор вывозит частный «Экосервис» и цены за кубометр здесь были проиндексированы – с 308 до 356 рублей.
В отличие от ценовых манипуляций, тариф на вывоз мусора с 2019 года для жильцов что многоквартирных, что частных домов практически не менялся. В следующем году его проиндексируют на 9 %, а к середине 2026 года он должен вырасти на 26,6 %. Однако суммарное увеличение за восемь лет на 27 % точно инфляцию не покрывает.