Сжигать по-тихому. В правительстве решили, что делать с мусором

В конце декабря в Карелии обнародовали территориальную схему обращения с отходами. Так назван документ, в котором детально прописан план транспортировки и переработки мусора в республике. Прошедшая два этапа общественных обсуждений модель обращения с отходами не предполагает ввоза мусора из других регионов и его сжигания, однако экологи всё равно высказывают опасения – они уверены в обратном.

   
   

Отходы бытовые и промышленные

Но обо всём по порядку. Прежде всего, в опубликованном документе перечислены все мусорные площадки и свалки, которые к тому же классифицированы по составу отходов и классу опасности. Всего в республике таких площадок – около 60 тысяч. В сумме они каждый год накапливают более 280 тысяч тонн мусора. Правда, данная статистика регистрирует не все отходы – около 3% жителей Карелии до сих пор не охвачены плановым сбором мусора. Кстати сказать, в территориальной схеме отсутствие контейнеров почти у 17 тысяч жителей учтено – в скором времени власти обещают организовать места сбора мусора и наладить его вывоз. Только вот многие живут в такой глуши, до которой доберётся не всякая машина. Не говоря уже о мусоровозах. А некоторые сограждане и вовсе обитают на островах.

Проведённая инвентаризация источников мусора – хорошо, но в выверенную на бумаге схему всегда вмешивается жизнь. В лесах и на пустырях близ городов и посёлков то и дело появляются новые несанкционированные свалки. Власти хотят остановить рост числа таких свалок, но – увы! – силы не равны. Взамен одной ликвидированной помойки стараниями жителей появляются две.

Фото: Автоспецтранс

«В 2019 году удалось убрать 30 несанкционированных свалок, – говорит директор регионального оператора по обращению с отходами «Автоспецтранс» Алексей Кузнецов. – Хотелось бы больше, но тариф не предусматривает такого рода затрат. Мы стали принуждать к ликвидации незаконных свалок либо лиц, которые загрязняют территорию, либо собственников земельного участка. Самостоятельно региональный оператор убрал более восьми свалок: за собственный счёт и за счёт операторов в районах».

Отчасти проблему помогут решить дополнительные две с лишним тысячи контейнеров, которые приобретут в ближайшее время. Решению той же задачи должны поспособствовать ещё 16,5 тысяч мусорных баков, которые установят во всех районах к 2024 году. Пока что в республике контейнеров меньше 12,5 тысяч.

Строителей обяжут

Впрочем, бытовой мусор – далеко не единственный. Много отходов остаётся от горно-добывающих предприятий и предприятий промышленных, а также животноводческих комплексов и строек. В схеме предусмотрено вовлечение таких отходов в цепь сортировки и переработки. В частности, инертные материалы, остающиеся после сноса аварийных домов и строительства новых, запланировано использовать в тепловой энергетике, а отходы животноводства – в биоэнергетике. Кстати, в биотопливо начнут перерабатывать не только продукты жизнедеятельности животных, но и человека. Отходы с водоканала тоже будут поступать на переработку.

Правда, со строительными отходами тоже не всё так гладко. Строители должны защищать проекты по утилизации отходов, только вот механизмов переработки строительного мусора нет. Пока строительный мусор планируют дробить на шредерах. Кроме того, в строительных контрактах будет прописано, что при строительстве должны быть использованы материалы вторичной переработки – пока что не менее 5%. К примеру, дроблёный фундамент.

   
   

Привезти и переработать

Но как всё-таки будет организована схема сбора и переработки мусора? Почти в каждом районе республики будет построена мусороперегрузочная станция. На таких станциях – а всего их появится 14 – отходы будут сортировать и спрессовывать. Причём не только бытовые, но и строительно-промышленные – при помощи тех же шредеров. А после перегрузки и сортировки мусор станут отвозить в так называемый экотехнопарк. Такой построят близ Орзеги в Прионежском районе – на месте нынешней свалки.

Фото: пресс-служба правительства Карелии

«Мы уже начали перевод участка из лесного фонда в земли промышленного назначения, – рассказывает министр природных ресурсов и экологии РК Алексей Щепин. – Готовим пакет документов для подачи в правительство, связанные с зелёными зонами ограничения уже сняли».

Экотехнопарк будет представлять собой десять станций по переработке пищевых и частично неорганических отходов, а также полигон для захоронения отходов. Работать они будут по финской технологии Hardferm, благодаря которой вредных выбросов практически не образуется. Органику на таких станциях начнут перерабатывают в биогаз. Без полигона не обойтись – ведь перерабатывать отходы полностью невозможно. Полного цикла нет нигде в мире. Минимум 15-20% от всего объёма мусора придётся закапывать. Впрочем, прежде его  будут спрессовывать, а затем укладывать в несколько слоев.

«Такое решение – рационально, – подчёркивает глава природного ведомства. – 50% мусора производит Петрозаводск, с центральной частью республики и Приладожьем – все 75%. Поэтому для переработки оставшихся 25% отходов строить такой же технопарк, как в Орзеге, экономически нецелесообразно. Дешевле отвозить».

Кстати, принятая схема не подразумевает полноценного раздельного сбора мусора. Разделять его нам придётся только на органические и неорганические отходы. Иными словами, на пищевые и все остальные. Так что в ближайшее время жителям не придётся сортировать мусор по трём или четырём видам.

Топливо преткновения

Один из спорных пунктов территориальной схемы обращения с отходами – производство RDF-топлива. Аббревиатура расшифровывается как Refuse Derived Fuel – буквально «полученное из отходов топливо». Оно представляет собой фракции резины, картона, дерева, пластика и текстиля, которые остались после сортировки. Власти планируют поставлять его на цементные заводы в Ленинградской области и использовать в качестве топлива на котельных.

Однако у общественности и экологов такие намерения вызывают серьёзные опасения. Они настаивают на исключении производства RDF-топлива из территориальной схемы. Во время общественных обсуждений документа власти получили более 700 отзывов, но для корректирования он остаётся открыт. В помощь желающим принять участие в дебатах – электронная модель схемы. Она размещена на интернет-портале министерства природных ресурсов и экологии.

Алексей Щепин, министр природных ресурсов и экологии РК
Конечно, RDF-топливо связано с мусоросжиганием и получением тепловой энергии из отходов, но ведь решение о его производстве было принято с целью предельного сокращения объёмов захораниваемых отходов. К тому же использовать такое топливо будут прежде всего на цементных заводах. Одна из причин, по которой мы включили RDF-топливо в территориальную схему, – наличие в Карелии больших объёмов кородревесных отходов. Всё-таки в республике работает немало деревообрабатывающих предприятий. Такие отходы не должны пропадать даром, они должны быть вовлечены в экономику. Тем более что опыт уже есть. Ряд котельных уже работает на щепе и древесных отходах. Разумеется, полимеры в качестве топлива должны быть исключены.
Фото: Из личного архива/ Дмитрий Рыбаков

Дмитрий Рыбаков, председатель общественного экологического совета
Заложенная в территориальной схеме возможность производства RDF-топлива поставит крест на всех планах по переработке мусора. Почему? Потому что оно открывает прямой путь к сжиганию мусора и обязательно затормозит сортировку и переработку отходов. Зачем сортировать и перерабатывать, если можно сжечь? Да, пока что обещают мусор не сжигать, но потом скажут, что есть мощности и внесут в схему соответствующие изменения. Мало того. Производство RDF-топлива обернётся и отменой запрета на ввоз мусора из других регионов. Ведь если мощности будут не загружены, то обеспечивать загрузку придётся дополнительными объёмами отходов.