Как Олонецкий купец стал губернатором русской Аляски

Библиотека Конгресса США / Commons.wikimedia.org

«Мы можем жить в мире и согласии в этом крае». Эти слова русского купца и промышленника А. А. Баранова выбиты на цоколе памятника в городе Ситка (Аляска, США). О чем это он? О каком мире и с какими американцами толковал этот бывший торговец из Олонецкий губернии? Больше 200 лет назад, в начале 19 века, русские и американцы уже тесно сотрудничали. Обратимся к событиям начала 1800-х.

   
   

Он учил индейцев рубить дома и пить чай

Фото: Википедия

Родился Александр Андреевич Баранов в 1746 году в городке Каргополе, который до 1918 года был частью обширной Олонецкой губернии. Баранов не раз бывал в Петрозаводской слободе по купеческим делам, предпринимал торговые путешествия в Сибирь. В Иркутске он познакомился с богатым купцом Григорием Шелиховым. Тот предложил олончанину возглавить сверхприбыльную добычу шкурок калана, морского бобра, у побережья Аляски. Тем более, что среди охотников-промысловиков было много жителей Беломорья. Те были легки на подъем и обладали бесценным опытом добычи нерпы и моржа в Студеном (Ледовитом) океане.

Благо сам Баранов и его сибиряки и поморы воспринимали суровый климат Алеутских островов сравнительно легко – как родной Мурманский берег. А более южный остров Ситка вообще походил на родные олонецкие просторы – те же леса да камни. Вот что трудно было выносить, так это враждебное соседство индейцев-тлинкитов. Тлинкиты отвергали предложение русских строить удобные бревенчатые дома, проконопаченные мхом: «Мы привыкли к прохладе. Если нам привыкнуть к теплоте, то как будем терпеть холод на промыслах в лесу? Русские выучили нас пить чай и варить пищу, а прежние наши охотники ничего горячего не пили и не ели, зато так были бойки на бегу, что оленей догоняли, а теперь иной недалеко за дровами сходит и говорит: простудился. Мы знаем, что это от чаю и от русской пищи».

 
 

Война и международная дипломатия

Виной всему были, конечно, не чай и не теплые рубленые избы: русские составляли индейским племенам сильную конкуренцию, оттесняя их от основного источника дохода – продажи шкурок калана. Однажды тлинкиты напали на русский острог Михайловский на острове Ситка, сожгли дома, похитили пушнину. На помощь русским тогда пришел английский корабль «Юникорн» и американское судно «Каролина». Английские и американские капитаны, не прибегая к бомбардировке, только с помощью хитроумной дипломатической игры освободили пленных и вернули похищенные меха. Это был первый и очень серьезный шаг к сотрудничеству народов России и Америки.

Авторитет Баранова рос не только среди американцев. В 1804 году Баранову был доставлен высочайший указ: «Александр I дарует А. А. Баранову чин коллежского советника». Таким образом, управитель получал полковничий чин и потомственное дворянство.

Фото: Википедия

Организаторский талант Баранова просто расцвел. С помощью пришедшего военного фрегата под командованием капитана Лисянского он вернул захваченный индейцами форт Михайловский на острове Ситка, и вынудил вождя заключить мир на выгодных для русских условиях. Более того, он основал и до выхода на пенсию в 1818 году (умер по дороге домой) отстроил новую свою столицу Аляски на Ситке, назвав ее Ново-Архангельском. В память о далекой родине, поскольку Олонецкое наместничество в екатерининские времена включало в себя и Архангельскую губернию.

Память о пионере из Олонии

В истории Аляски везде найдешь следы нашего славного земляка. Во все времена потомки уважают и любят смелых и предприимчивых пионеров. А среди них особенно – людей бескорыстного служения Родине. Баранов, пропуская через свои руки несметные пушные сокровища на миллионы рублей, не воспользовался и малой толикой этих богатств. Он не завел счет в Бостонском банке, не ловчил, не жульничал, не барствовал вдали от петербургских хозяев. Почему, например, Петрозаводск не очень почитает реального основателя города Александра Меншикова? Да потому что все знают о его не очень щепетильном отношении к государственным деньгам…

   
   
 
 

Основанный Барановым калифорнийский Форт Росс американцы в 1906 году объявили памятником истории и превратили в музей. Власти США оставили в неприкосновенности все имена, связанные с русским правителем Аляски: на острове Кадьяке есть музей Баранова, его именем наречены остров, река, озеро, гостиница в городе Джуно. На месте бывшего Ново-Архангельска вырос современный город Ситка. И уж там не просто чтут имя Баранова. В память основателя города там лет тридцать назад сооружен бронзовый памятник основателю поселения. Хорошо бы и на родине героя, в Каргополе поставить такой же. Пусть все помнят о своем земляке, ставшим первым русским американцем!