В конце января 2019 года Екатерина Биктимирова вновь возглавила Управление по туризму Республики Карелия. В интервью «АиФ» руководитель рассказала о том, что препятствует развитию туриндустрии в республике, какую поддержку могут получить предприниматели в обмен на выход из тени и при чём здесь китайцы.
Инвест-проект «Карелия»
Антон Соловьев, «АиФ-Карелия»: Удаётся ли продвигаться к поставленной цели в один миллион туристов?
Екатерина Биктимирова: Судите сами. Если в 2017 году Карелию посетили 780 тыс. человек, то в 2018-м уже 800 тысяч. В это число входят как экскурсанты, так и туристы. Строятся гостиницы, объекты показа. Улучшается транспортная инфраструктура. Растет уровень сервиса.
- Туристическая отрасль раньше была в ведении министерства культуры, а теперь перешла под крыло экономического ведомства. Почему?
- Потому что на федеральном уровне решили развивать туризм, делая упор на экономическую эффективность. На первый план вышло оказание помощи инвесторам. Республику можно назвать условно инвест-проектом. При этом в нем могут найти нишу все – и индивидуальные предприниматели и крупные сети. Мы готовы работать со всеми, помогать, консультировать. К примеру, если у инвестора нет идей, мы рассказываем ему о возможностях каждого района, обратим внимание на возможные трудности. А если проекту уже дан старт, подскажем, посоветуем как направить туристический поток через объект инвестора. Есть и финансовая поддержка. В 2018 году министерство экономического развития и промышленности начало предоставлять субсидии владельцам гостевых домов, а в 2019-м планируем выделять деньги на покупку малой техники – к примеру, снегоходов и квадроциклов.
- На мой взгляд, они активизировались, а кроме того, стали активнее выходить из тени. Да, теневой сектор по-прежнему остается большим. Много незарегистрированных гостевых домов, принимающих большое число туристов. Мы объясняем необходимость регистрации.
- Сколько денег приносит туризм республике?
- Доля туристической отрасли в валовом региональном продукте составляет порядка 4,5%. В полтора раза выше, чем в среднем по стране. Но нельзя забывать и о мультипликативном эффекте.
На упряжках из аэропорта
- На федеральном уровне удаётся рекламировать Карелию?
- Конечно. Мы принимаем участие во всероссийских выставках и в деловых программах, а также помогают партнеры. Недавно запустили социальную рекламу в Санкт-Петербурге и Москве.
- А на международном уровне?
- Федеральное агентство по туризму создало офисы Visit Russia в разных странах, в том числе в Финляндии. Одно из важнейших мероприятий для Карелии – крупнейшая в северной Европе туристская выставка Matka, которая каждый январь проходит в Хельсинки. В этом году, по официальным данным выставочного центра Messukeskus, за четыре дня работы выставку посетили около 65 тысяч человек.
В 2018 году Карелия была представлена в Российском центре науки и культуры в Риме в рамках уникальной выставки художественных сувениров из регионов России «Красота в многообразии». А также наши возможности были презентованы на конференции «Перспективы сотрудничества Чешской Республики и Российской Федерации в области туризма, логистики и охраны культурно-исторического наследия».
- Что нового стоит ждать в карельской туриндустрии?
- Мы продолжаем работу по созданию туристской инфраструктуры на основе кластерного подхода. У республики уже накоплен опыт создания туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия». Не всё прошло гладко. Но, мы планируем создать другой туристский кластер под названием «Легенды Карелии». Правительство договаривается с инвесторами: бизнес строит или реконструирует туристскую инфраструктуру (гостевые коттеджи, кафе, арт-объекты), а государство создает обеспечивающую инфраструктуру (дороги, линии электропередач). В ближайших планах строительство подъездной дороги к вотчине карельского Деда Мороза Талви Укко. А одна из задумок инвестора – организовать доставку туристов на собачьих или оленьих упряжках прямо из аэропорта.
Кроме того, принято решение о создании туристического кластера «Карельское Беломорье» на территории Медвежьегорского, Сегежского, Беломорского, Кемского и Лоухского районов. Задача – достичь сопоставимого с Приладожьем уровня развития туризма в наших северных районах.
- Что сейчас пользуется наибольшей популярностью у туристов?
- На первое место по посещаемости вышел мраморный каньон Рускеала. Второе и третье места делят Кижи и Валаам. Четвёртое занимает Кивач. Интересно, лет десять назад мало кто понимал, что у Рускеалы есть будущее.
Привлечь интуристов и москвичей
- Вы стараетесь привлечь туристов из Китая?
- Мы разработали «Красный маршрут» специально для китайских туристов. Он предполагает знакомство с природой Карелии и советской историей. Немаловажный вопрос – питание. Китайский турист нуждается в своей кухне и часто можно видеть, что свою еду они берут с собой. Ещё одна проблема – отсутствие в Карелии гидов, говорящих на китайском языке. Но она решаема. К примеру, Кижи стали первыми, кто подготовился к приёму китайских туристов. Появился экскурсовод со знанием китайского языка, появились брошюры, аудиогиды.
- Какова сегодня доля интуристов?
Согласно экспертным оценкам российские туристы приезжают к нам из Москвы и Санкт-Петербурга – 90%, прочие – 10%. Основной поток иностранных туристов – граждане Финляндии – 95%.
- Говорят, «Ласточку» из Петербурга в Рускеалу пустили для привлечения не только петербуржцев.
- Мы хотим, чтобы туристы, приезжающие в Москву и Петербург продлевали свое путешествие в Карелию. Огромное значение здесь будут иметь «Ласточка» из Питера и авиарейсы из Москвы.
Запуск поезда дает возможность иностранцам, которые въезжают через пункт пропуска «Вяртсиля», без пересадки проехать от станции Маткаселька в Санкт-Петербург.
- Что препятствует развитию туризма в Карелии?
- Погода в межсезонье. Вообще, многое зависит от погоды. К примеру, в прошлом году были замечательные зима и лето. А вот когда на новогодние праздники не бывает снега, число путешественников резко падает.
- Какие вы предлагаете решения?
- Один из вариантов – конгрессный туризм. То есть деловые мероприятия и профессиональные конференции необходимо дополнять туристическими программами. Кроме того, активно сотрудничаем с теми предпринимателями, которые готовят свои туробъекты для круглогодичного использования. Нужно увидеть в туристе, который приезжает отдыхать в Карелию, прежде всего инвестора, который вкладывает свои деньги в покупку местных услуг, продуктов, сувениров.
Кареьерный лифт
- Вы были председателем молодёжного правительства. Какую роль это сыграло в вашей карьере?
- Всё началось ещё до Молодежного правительства. В аспирантуре Института экономики я писала диссертацию по туризму, а институт получал заказы на разработку документов по развитию туриндустрии. И я в этой работе принимала непосредственное участие. В планах после защиты диссертации была как раз таки работа в комитете по туризму – хотелось понять, как разработанные нами документы работают на практике. В то время создали Молодёжное правительство и объявили конкурс на замещение должностей. Я подала документы на министра по туризму, но в итоге мне предложили стать председателем. Два года мы работали над различными проектами наравне с сотрудниками министерств. Поэтому когда меня пригласили на должность начальника управления по туризму, я просто перешла из неоплачиваемой должности на оплачиваемую. Периода адаптации практически не было.