Многие разведчики, руками которых творилась история XX века и которые стали прототипами известных кинолент, были близко знакомы с Карелией. Однако в силу специфики работы в биографии агентуры остаётся много пробелов. Приоткрывают завесу тайны петрозаводчане, по роду службы или профессии познакомившиеся с легендарными шпионами.
Красный Ромео
Фигура разведчика всегда притягательна, а судьба – драматична. Объяснение такого сочетания – сделка, которую заключает шпион. В обмен на рискованную игру он отказывается от собственного имени и предъявления себя настоящего. Перспектива быть своим среди чужих заманчива, как обладание шапкой-невидимкой, однако платить за такую возможность приходится высокую цену. Только вот знать о героях невидимого фронта мы мало что знаем. Как спросили студенты председателя совета ветеранов республиканского управления ФСБ Константина Белоусова после лекции к столетию нелегальной разведки: «А легальная-то разведка у нас была?»
«Информация о разведчиках была засекречена, а как они выглядят живьем, мы тем более плохо представляем, – говорит главный редактор издательства «Острова» Юрий Шлейкин. – К примеру, жизнь Маркуса Вольфа полна драматичных эпизодов. Он боролся за идеалы социализма и считал Россию своей родиной – он вырос на Арбате, а потом страна и руководство нашей страны его предало. В результате он отсидел в 1990-е годы в немецкой тюрьме. А Алексей Козлов? В ЮАР его подвергали изощренным пыткам и держали в камере смертников, а после возвращения в СССР он снова попросился на нелегальную работу».
В 1998 году Маркус Вольф приехал в Москву на съемки передачи «Герой дня» со Светланой Сорокиной и во время перерыва в съемках решил с женой посетить Карелию. Полковник ФСБ в отставке Сергей Отоса провел с разведчиком десять дней. О встрече с легендой разведки он рассказывает в книге «Легендарные разведчики и Карелия».
«Он сразу же произвел впечатление очень приятного человека – тактичный, общительный, культурный, – вспоминает Сергей Отоса. – Оказался большим любителем собирать грибы – он жил в своем доме под Берлином и любил ходить за грибами для своей большой семьи. Маркус Вольф признан разведчиком столетия, а его агентурная сеть – одной из самых эффективных. Агенты Вольфа были повсюду в спецслужбах ФРГ и работали в окружении канцлера. Еще в 1980-е годы мы с напарником прочитали книгу о Красном Ромео – Вольф считается прародителем такого рода разведки. Любвеобильные мужчины встречают женщин, которые работают секретарями у канцлера и через любовную связь получают секретную информацию».
Одной ядерной державой меньше
У Алексея Козлова оказались еще более тесные связи с Карелией. Его сестра и племянница жили в Петрозаводске, а в конце 1990-х годов он приезжал в город, чтобы с его натуры художник Валентин Чекмасов написал портрет.
«Мне сказали, что в течение десяти дней он в моем распоряжении, – рассказывает народный художник России Валентин Чекмасов. – Работа шла в моей мастерской на Ленина, 15. Было интересно писать – он рассказывал о работе и жизни, как его забрали и как освободили». Эрудированный и человечный. Но писать было сложно: человека впервые видишь, а первое впечатление бывает обманчиво. Он, может быть, и не такой на самом деле.
В пыточной южноафриканской камере Алексей Козлов оказался не просто так. Режим апартеида сотоварищи подозревали, с кем имеют дело.
«Алексей Козлов добыл оперативную информацию о том, что ЮАР провела атомный взрыв и становится фактически обладателем ядерного оружия, – отмечает Сергей Отоса. – В результате мы через другие страны ввели санкции против ЮАР и вынудили тем самым южноафриканскую республику отказаться от ядерного оружия. В 1980 году Алексея Козлова предал Гордиевский – они вместе учились в МГИМО и были в комитете комсомола. В ЮАР Алексей Козлов проходил по статье о терроризме, по которой никаких адвокатов не положено. О том, что он арестован, советские власти узнали только через год – от разведки ГДР Штази. В мае 1982 года его обменяли на десять немецких шпионов и одного офицера армии ЮАР».
Тоннель дезинформации
Сергею Отоса удалось познакомиться и с другими разведчиками: Джорджом Блейком, Геворком и Гоар Вартанян, Алексеем Ботяном. Так, Джордж Блейк был одновременно сотрудником британской контрразведки и агентом советской разведки. Именно он узнал о планах ЦРУ и британской Секретной разведывательной службы проложить из западной части Берлина в восточную подземный тоннель. Предназначался он для доступа к телефонной и телеграфной связи советских военных, дипломатов и спецслужб. Дабы не сдавать Блейка, в СССР решили не препятствовать строительству, а использовать тоннель для дезинформации. Но в 1961 году его сдал польский разведчик, и Блейку дали 42 года тюрьмы – второй по длительности срок за историю британского судопроизводства.
Геворк Вартанян – прототип главного героя фильма «Тегеран-43». Девятнадцатилетним юношей он руководил группой агентов, сорвавших одну из самых секретных операций Третьего рейха – по ликвидации Сталина, Рузвельта и Черчилля. А Алексей Ботян стал прототипом романа «Майор Вихрь» и одноименной киноленты. В конце 1944 – начале 1945 года он сорвал операцию немцев по подрыву исторического центра Кракова. Правда, в современной Польше роль советского разведчика в сохранении некогда резиденции польских королей ставится под сомнение.