Люди помешали. Учитывать мнение граждан хотят по-другому

Алексей Карпенко / Из личного архива

В нынешнем году жители Карелии не дали создать в республике ни одного форелеводческого хозяйства. Такое положение дел министерство сельского и рыбного хозяйства РК расценивает как неприемлемое и предлагает пересмотреть процедуру учета мнений граждан. Экологи такой ревизионизм считают недопустимым.

   
   

Диктатура меньшинства

Ондозеро в Муезерском районе, Пертозеро близ санатория «Кивач», пять участков на Онежском озере в Кондопожском и Медвежьегорском районах – вот далеко не полный перечень мест, на которых за целый год не удалось разместить форелеводческие хозяйства. Все – благодаря местным жителям, которые на общественных обсуждениях не дали на это согласия. В Минсельхозе решили, что так продолжаться больше не может.

Фото: пресс-служба правительства Карелии

«Самый больной вопрос – учет предложений граждан, – поясняет министр Владимир Лабинов. – Процедура учёта предложений никаким образом не регламентирована – ни по форме, ни по способу подачи. Именно здесь всегда возникают трения. Если процедура не регламентирована, то отсутствует принцип подчинения меньшинства большинству и любое одиночное мнение иногда является достаточно весомым и принимаемым в судах аргументом в пользу отклонения заявки. Причем мнение не обязательно местного жителя».

Глава ведомства предлагает предусмотреть более четкие правила отказа в создании рыбоводных участков в тех случаях, когда они оказываются в санитарной зоне, к примеру, питьевого или хозяйственно-бытового водозабора. Дескать, любой гражданин может заявить, что пьет воду из озера. И такие утверждения способны заблокировать выделение участка под форелеводческое хозяйство. По словам министра, его предложение пока не находит поддержки на федеральном уровне. Поэтому за содействием он обратился к депутатам законодательного собрания РК. Члены комитета по природным ресурсам и экологии во главе с его председателем Тимуром Зорняковым высказались «за» полным составом.

Не то меняем

По мнению экологов из группы «Экологическая справедливость», процедуру учета позиции местных жителей следует оставить в покое. Активисты полагают, что она и так достаточно регламентирована. Порядок и форма участия граждан и общественных объединений прописаны в законе об общих принципах местного самоуправления. Что касается санитарной зоны, то водный кодекс нашей страны уже запрещает создание рыбоводных хозяйств в защитных зонах. А заявлять о том, что то или иное озеро служит источником питьевой воды, вправе кто угодно. Такое право – на благоприятную окружающую среду – даровано конституцией.

Фото: Из личного архива/ Ксения Рышкевич

«Допустим, минсельхоз сделает обязательными собрания жителей или опросы, которые будут проводиться согласно нормам законодательства, то это будет хорошо, – говорит эколог Ксения-Лаура Рышкевич. – А если чиновники предлагают исключить учет мнения граждан, то, думаю, будет народный бунт. За весь 2020 год они не выделили ни одного участка потому, что люди на все комиссии направляли предложения, высказываясь против форелевых хозяйств. Зная, какие прецеденты возникают, когда люди против, они не рискуют выделять участки. Но менять нужно не учет мнения комиссией, а вообще процесс выделения участков. К примеру, привлекать науку, которая сможет давать правдивые заключения на основании исследований именно сегодняшнего дня. А также проверять состояние водоемов, на которых уже есть хозяйства. Ведь люди высказываются против не просто так. Они видят и знают, что происходит с озерами».

На пределе

Главный вопрос – допустимые объемы выращивания рыбы в озерах республики. К примеру, в прошлом году они превысили 32 тысячи тонн форели. В садки было выброшено около 40 тысяч тонн корма. По данным главного научного сотрудника лаборатории экологического мониторинга и моделирования КарНЦ РАН Николая Ильмаста, такие объемы близки к предельным.

   
   
Фото: Из личного архива/ Николай Ильмаст

«По силе загрязнения постройка каждой фермы равносильна вводу в действие маленькой фабрики, так как в озера в значительных количествах поступают корм, продукты метаболизма, лекарственные препараты, – отмечает специалист. – Поэтому увеличение промышленного разведения форели может привести к быстрому эвтрофированию и загрязнению водоемов. При этом следует учитывать, что высокая концентрация рыбы в садках увеличивает возможность развития паразитарных и других заболеваний».