Монашеские бутылки с молоком, пушка времен войны и взорванная советская баржа – таковы итоги экспедиции орловских аквалангистов на Ладожское озеро. Дайверы из Орла приезжают в Карелию уже в третий раз, и каждый раз заполняют пробелы в истории здешних мест первой половины XX века.
Долгое эхо войны
Остров Кильпола – западная оконечность ладожских шхер. К юго-востоку – Приозерск, чуть севернее – Куркиеки. В августе 1941-го здесь вели наступление финские войска и шла эвакуация советских солдат. Длительные ожесточенные бои продолжались почти месяц, но острова пришлось оставить. Гарнизон острова Рахмансаари – он расположен в 20 километрах на северо-восток от Кильпола – сражался до последнего патрона. Финны предлагали сдаться, но красноармейцы предпочли погибнуть почти в полном составе. Поэтому уже первый день экспедиции принес плоды.
«В результате поиска и исследования акватории острова Кильпола нам удалось найти взорванную советскую баржу, которая эвакуировала с острова военную амуницию и боеприпасы, – рассказывает участник экспедиции Станислав Трофимов. – На дне дайверы отмечали большое количество мин, снарядов от пушек, обувь. Удалось изучить баржу и поднять несколько предметов».
На следующий день дайверы переместились к Оборонным островам и приступили к исследованию дна. Внезапно экран гидролокатора засвидетельствовал явную аномалию. Решили совершить погружение. И орловчанам снова улыбнулась удача – своими глазами они увидели пушку предположительно военного времени.
Черные нырятели
На третий день экспедиции аквалангисты решили проведать своего старого знакомого – пароход «Valamon luostari». До последнего времени история его исчезновения была едва ли не легендой, но орловские дайверы расставили точки над i. Три года назад они обнаружили «Valamon luostari» на дне Никоновской бухты. Два года исследователи изучали историю затонувшего корабля, а в июле прошлого года вернулись на Ладогу, чтобы уже окончательно идентифицировать судно.
Как оказалось, старый приятель орловчан встретил их не с пустыми руками. На нижних палубах «Valamon luostari» участников экспедиции ждала удивительная находка – запечатанные бутылки с молоком. Они пролежали на затонувшем судне 80 с половиной лет – с 22 января 1940 года. Мобилизованный финнами у валаамских монахов пароход был в транспортном отряде, а ушел под воду он в результате бомбардировки советской авиации.
К сожалению, за прошедший с момента последней экспедиции год многие артефакты с «Valamon luostari» исчезли. Черные ныряльщики сделали свое дело.
Гипотеза подтвердилась
Доставить на поверхность бутылки с молоком оказалось непросто. Как рассказывает руководитель орловского клуба подводного плавания «Диво» Сергей Куликов, причина тому – труднодоступность. Бутылки были на нижних палубах, покрытых толстым слоем ила. Видимость на глубине нулевая, проходы на пароходе узкие, ил откачивать в таких условиях очень сложно.
Найденные бутылки – точно с молоком. Здесь сомнений быть не может. Во-первых, монахи подтверждают, что в то время на монашеской ферме производили и запечатывали молоко именно в такую тару. А во-вторых, коллеги орловчан из Петербурга, которые недавно тоже обнаружили на пароходе такие же бутылки, уже успели передать находку на экспертизу. Гипотеза подтвердилась – молоко жирностью 4,6% плюс незначительная примесь этанола.
Находку участники экспедиции передали на ферму Валаамского монастыря. Чтобы предотвратить испарение, пробки залили сургучом, затем бутылки поставили в холодильник. Кроме того, коллекция музея истории Валаама пополнилась бортовым сигнальным фонарем с «Valamon luostari».
На этом история дружбы Валаама и орловских дайверов не заканчивается. Участники экспедиции намерены продолжить поиски.