«Нашли виноватых!» Трагедия на Сямозере ломает жизнь бывших инструкторов

Бывший инструктор Павел Ильин не любит вспоминать о трагедии на Сямозере. © / Валентина Петрова / АиФ

Петрозаводский городской суд огласил приговор по уголовному делу в отношении двух бывших инструкторов детского санаторно-оздоровительного лагеря «Парк-отель «Сямозеро». Их признали виновными по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Валерию Круподерщикову и Павлу Ильину дали по шесть и пять лет колонии общего режима соответственно.

   
   

Некоторые жители РК сочли приговор слишком суровым, по их словам, молодые ребята стали жертвами обстоятельств.

«Шок, да и только»

Близкие и друзья обвиняемых инструкторов с волнением ждали приговора суда у дверей зала заседания.

«Для нас стало шоком, когда ребята вышли под стражей из зала суда», — рассказала karel.aif.ru подруга Павла Ильина Валерия Зилевская.

«В суде установлено, что инструкторы детского санаторно-оздоровительного лагеря «Парк-отель «Сямозеро» не организовали надлежащим образом отдых детей в лагере и не обеспечили соответствие услуг, предоставляемых по путёвкам, требованиям к качеству, безопасности жизни и здоровья», — прокомментировали в республиканской прокуратуре.

Только Ильин должен выплатить семьям потерпевших почти 18 млн рублей.

Шокировал и оглашённый размер ущерба — в общей сложности 54 млн рублей. Только Ильин должен выплатить семьям потерпевших почти 18 млн рублей.

   
   

«Как рассчитывалась такая соразмерность ущерба? — недоумевает Зилевская. — Директору лагеря присудили возместить 21 млн рублей, а парню— практиканту, который ни за что не отвечал — немногим меньше!»

«Его там даже не было!»

Валерия Зилевская рассказала, что Павел Ильин — близкий друг её семьи. Познакомились они сравнительно недавно — чуть больше года назад. Её муж играл с ним в одной футбольной команде. Спортивное товарищество переросло в крепкую дружбу. Девушка отзывается о нём как о прекрасном человеке и талантливом тренере, которого очень ценят воспитанники.

Павел не любит вспоминать о трагедии на Сямозере. Так совпало, что 18 июня у него ещё и день рождения. С тех пор он не отмечает праздник, говорят его товарищи и добавляют: в тот день его даже на территории кампуса не было! Ильин уехал в колледж, откуда его и отправили на практику в парк-отель.

«Накануне похода всем было известно: объявили штормовое предупреждение. Однако его руководитель Виноградов сказал, что поход состоится, — пояснила karel.aif.ru Валерия. — Первую часть маршрута Паша прошёл без происшествий, остановился с лагерем на пятом пляже, где и должен был находиться по плану. А 18 июня уехал к месту учёбы, поход продолжился уже без него».

Надо сказать, ранее собеседники karel.aif.ru уже высказывались о том, что с молодыми тренерами у них сложились хорошие, дружеские отношения.

Очень обидно, что винят за всё инструкторов и вожатых, врут, что они только о себе заботились.

«Это были студенты, но им всем было 18 лет, и они с нами прекрасно ладили, даже дружили, — рассказал тогда журналистам выживший постоялец лагеря Александр Браун, которому на момент трагедии было 13 лет. — Очень обидно, что винят за всё инструкторов и вожатых, врут, что они только о себе заботились. Инструктор Валера во время потопа держал на себе детей, а сам был под водой. Он хотел, чтобы дети могли дышать. Да, он некоторых детей не удержал на воде, но не каждый же вообще так сможет! Люда, которая в каноэ перевернулась, тоже на себе детей держала. А их сейчас во всём обвиняют. Это несправедливо!»

«Парней жалко!»

В 2019 году уголовные разбирательства в отношении Ильина прекратились. Как оказалось, на время. В марте 2019 года его полностью оправдали, объяснив: его действия не связаны с трагическими последствиями. Затем в июне того же года Верховный суд Республики Карелия оставил приговор в силе — таким образом Павла вновь оправдали. В Третьем кассационном суде обжаловать приговор не удалось, потом прокуратура обратилась в Верховный суд РФ, который направил это дело на повторное рассмотрение. Так оно вновь оказалось в городском суде.

Мы, его друзья, считаем, что это ненормально, когда в одном и том же суде человека полностью оправдывают, а потом под напором прокуратуры приговаривают к пяти годам колонии.

«Спустя четыре года после своего первого суда в качестве обвиняемого Павла признали виновным! — рассказала Валерия. — Мы, его друзья, считаем, что это ненормально, когда в одном и том же суде человека полностью оправдывают, а потом под напором прокуратуры приговаривают к пяти годам колонии. На тот момент Ильин был обычным студентом, которого направили в лагерь на практику!»

С друзьями Ильина согласны и люди, совершенно незнакомые с ним и его семьёй.

«Нашли крайних, парням жизнь сломали», — прокомментировала жительница Карелии Светлана Огурцова.

Люди в один голос говорят: парней жалко!

«Ну кто такой студент на практике? Он толком ничего не понимает, слушается начальника, думая, что тот разбирается, — говорит Наталья Слетина. — Одним словом: влипли…»

По мнению жителя Петрозаводска Сергея Маслякова, такие резонансные дела подрывают доверие к судебной системе.

Конечно, инструкторы могли отказаться от участия в походе, но они ведь ещё сами практически детьми были.

«Одни сознательно делали бизнес с кучей нарушений и долгое время неплохо зарабатывали на этом, другие — спустя рукава проверяли и контролировали всю эту деятельность (кстати, тоже за зарплату), а виноватыми оказались студенты—практиканты! — говорит Масляков. — Конечно, инструкторы могли отказаться от участия в походе, но они ведь ещё сами практически детьми были. Думать за себя и за них должны были взрослые и отвечать за совершённое преступление должны именно организаторы и контролёры этого бизнеса».

У Павла Ильина уже своя семья, год назад у него родился ребёнок. Сегодня близкие и друзья действуют параллельно с адвокатами, по мере возможностей собирают деньги и обращаются к общественникам.

«Мы это решение суда просто так не оставим, — заверяют они. — И конечно, надеемся, что Пашу оправдают».