Никто не знает про выборы. Почему так скучна избирательная кампания?

По прогнозам наблюдателей, аншлага на избирательных участках 10 сентября ожидать не приходится. © / Татьяна Боева / АиФ

Парадоксальная ситуация сложилась в Карелии: до самых главных за последние 15 лет выборов в регионе осталось меньше 2 месяцев, но про них, такое ощущение, помнят только члены избирательных штабов кандидатов.

   
   

«Всё спокойненько»
Напомним, что 10 сентября 2017 года в республике состоятся выборы главы Карелии. Впервые за 15 лет жители региона будут выбирать руководителя исполнительной власти. По сути, это важнейшие выборы в жизни целого поколения. Что бы там ни говорили про вертикаль власти, но качество повседневной жизни обычного человека в Карелии скорее зависит от того, кто сидит в кабинете на Ленина, 19 в Петрозаводске, чем от того, кто занимает самый высокий кабинет в Кремле. А между тем к уровню жизни у большинства из нас немало претензий. Да и к карельской власти, судя по опросам, особого доверия народ не испытывает.

Разбитые дороги, плохоё жильё, низкий уровень жизни - проблем в Карелии немало Фото: Дорожная инспекция ОНФ/карта убитых дорог

Можно, конечно, сослаться на то, что по извечной российской привычке мы склонны к жалобам и самобичеванию, но все-таки зерно истины в таких оценках есть. И это тоже результат той работы, которую демонстрировали 15 лет подряд губернаторы, назначенные в Карелию из Москвы.
 И вот теперь, казалось бы, есть шанс прервать эту традицию и выбрать в главы республики того человека, которого желает видеть на этом посту большинство жителей региона.  

Однако – тишина и благолепие царит на улицах карельских городов и посёлков, народ занят дачами и лесом, а о грядущих выборах напоминает лишь пара-тройка баннеров, установленных Центризбиркомом. Мы настолько равнодушны к своему будущему? 

Перестарались с контролем.

Дело в том, что интерес к выборам у людей сам собой не появится. Его надо создавать. Но ситуация сложилась парадоксальная – создавать-то его практически и некому. И виной тому не пассивность кандидатов, а условия, в которые их поставило российское законодательство.

Как известно, стать кандидатом на выборах главы региона может только тот человек, который соберёт не менее 7% или 88 подписей от общего числа муниципальных депутатов и глав поселковых администраций как минимум в 14 районах республики. Зачем российские законодатели вообще установили такую норму – мнения разнятся. По самому популярному из предположений - чтобы власть в любом случае сохраняла контроль над выборами главы субъектов РФ. Не рискнули законодатели сразу и без всяких условностей доверить народу такое ответственное дело как самостоятельные выборы губернаторов. 

За границей люди выстраиваются в длинные очереди, чтобы попасть на избирательный участок Фото: www.globallookpress.com

Однако страсть к контролю над всем и вся сыграла с властями злую шутку. В абсолютном большинстве российских регионов правящей партией является «Единая Россия», и Карелия не исключение. У «единороссов» две трети мандатов в республиканском парламенте и полный контроль над всеми муниципальными советами, выборами в которые партия активно занималась последние несколько лет. В результате ни одна партия не может выставить своего кандидата, не пройдя этот фильтр, а значит - не пойдя на те или иные договоренности с «Единой Россией». Иначе им просто не собрать подписи. Между тем в правящей партии тоже не дураки собрались, и по-настоящему сильного и в хорошем смысле «ресурсного» кандидата на выборы пропускать не склонны. 
Что происходит в результате - можно увидеть на примере Свердловской области, где популярного мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана на пост главы региона выдвигает «Яблоко», а «единороссы» не то чтобы мешают ему пройти фильтр, а просто не помогают. Как результат – Ройзман выходит из игры и не попадает в избирательный список.

   
   

Ситуация по другим регионам, в том числе и в Карелии, отличается не сильно. Поэтому большую часть того времени, которое в условиях более свободных и менее подконтрольных выборов кандидаты могли бы потратить на ведение избирательной кампании (что автоматически повысило бы интерес у избирателей к голосованию), они потратили на достижение разнообразных кулуарных договоренностей. 
Какие они при этом взяли на себя обязательства - можно только догадываться, но скорее всего среди них было и условие воздержаться от острых и личностных выпадов против кандидата от правящей партии. А это значит - очередное снижение градуса избирательной кампании. Так бы народ хоть на скандал мог отреагировать, заинтересовавшись - а кто же там, кого называет «желтым земляным червяком» и по какому поводу. Но раз всё будет корректно и благопристойно, то и повода лишний раз включить телевизор или заглянуть в интернет вроде как и нет. И ожидаемая явка на выборах вновь ползёт вниз.

Великолепная восьмёрка

Итак, кто те люди, которые все-таки решились на штурм «муниципального фильтра» и готовы испытать себя в борьбе за кресло губернатора? Самое любопытное, что членов правящей партии среди кандидатов нет. 

Точнее говоря, один вроде бы есть, но членский билет «Единой России», вероятно, будет стоит ему вылета с дистанции. При этом «Единая Россия» в выборах участвует, поддерживая беспартийного врио главы Карелии Артура Парфенчикова. В этом, впрочем, нет никакого парадокса. «Единая Россия» неофициально называет себя «партией Путина», а российский президент при этом в «Единой России» не состоит. Вот и назначенец Путина Артур Парфенчиков не стремится связывать себя партийными узами.

«Единороссы» же, поддерживающие Путина, в любом случае должны поддерживать и его протеже, в результате чего и складывается забавная политическая конструкция, в рамках которой единственный «единоросс» среди кандидатов - это питерский бизнесмен Игорь Алпеев
Но поскольку выдвинула его другая партия, «Народ против коррупции», то партийный билет «Единой России» скорее всего приведет к вылету Игоря Алпеева с предвыборной дистанции. Возможно, в избирательный бюллетень не попадут и ряд других кандидатов. 

 Наиболее призрачны шансы на успех у выдвиженцев от партий «Родина», «Патриоты России» и «Партии Роста» – Николая Тараканова, Ольги Ильюковой и Елены Гнетовой соответственно. У них нет депутатов в муниципальных советах, и потому насобирать 88 подписей в 14 районах самостоятельно они не могут. Если только кто-то им поможет. И этот «кто-то», вероятно, тоже будет хранить в потайном кармане партийный билет «Единой России». Чуть-чуть другая ситуация у представителей парламентских партий - Евгения Ульянова из КПРФ, Евгения Беседного из ЛДПР и Ирины Петеляевой, выдвинутой «Справедливой Россией». У этих партий есть сочувствующие в районах, есть, пускай и «спящие», но реально существующие районные отделения, а, значит, есть и база для работы. Некоторую часть подписей от необходимого числа они могли собрать хотя бы в рамках партийной дисциплины.

Однако и им, чтобы добыть заветные 88 автографов, которые были бы заверены нотариусом, вероятно,  требуется помощь со стороны. И если мы увидим этих людей в окончательном варианте избирательного бюллетеня, то можно будет констатировать: помощь оказана. Кем и на каких условиях - нам, конечно, не расскажут, но догадаться несложно.

Артуру Парфенчикову предстоит бороться не только с конкурентами, но и с равнодушием народа к выборам Фото: пресс-служба правительства Карелии

Бой с самим собой

Казалось бы, всё: интриги нет и победа Артура Парфенчикова обеспечена? Как ни странно - это не так. Проблема вот в чём. Парфенчикову, при столь запоздалом появлении конкурентов, приходится биться, по сути, с самим собой. У него нет главного и основного оппонента, а, значит, у избирателя не создаётся ощущение того, что он присутствует при финальной битве Добра со Злом, не появляется желание поддержать своего кандидата.

Символом этих выборов могут стать не избирательные бюллетени, а дачный инвентарь Фото: АиФ/ Екатерина Волкова

«Всё уже решено», - говорит избиратель, сочувствующий Парфенчикову, и со спокойной душой отправляется на дачу. «От моего голоса ничего не зависит», - вторит ему оппозиционно настроенный избиратель и уезжает на рыбалку. Явка – и без того невысокая - продолжает валиться в тартарары. 

И от этого ценность голосов тех, кто все-таки придёт на выборы, резко вырастает. В самом деле, что такое 2-3 голоса в ситуации, когда на избирательные участки пришло 100 человек? 2-3% от общего числа избирателей. Тоже важная величина, но не критическая. А если проголосовало только 10 человек? Тогда эти 2-3 голоса внезапно превращаются в 20-30%, которые могут с легкостью решить судьбу выборов. И если этих 2-3 избирателей сумеют мобилизовать именно оппозиционные кандидаты, то у главного претендента на победу возникают серьёзные проблемы. 

В Петрозаводске такое уже было – неожиданная победа на выборах мэра Петрозаводска мало кому известной Галины Ширшиной как раз и стала сочетанием этих двух факторов: низкой явки избирателей и организационными усилиями избирательного штаба «Яблока», сумевшего разнообразными способами привести на участки «своего» избирателя. 

Отличие губернаторских выборов, впрочем, в том, что если ни один из кандидатов не набирает более 50% голосов, то обязателен второй тур - между претендентами, занявшими первое и второе места, но такой результат также нежелателен для кандидата от правящей партии. В России на губернаторских выборах вторых туров практически не бывает, а в том случае, если такое случается, то соперник основного претендента получает серьёзное преимущество – появляется интрига, вырастает явка, аккумулируются протестные голоса, которые в первом туре были «размазаны» между несколькими кандидатами. В общем, до такого варианта ситуацию лучше не доводить. 

Любопытно, что это понимают и конкуренты Парфенчикова на грядущих выборах – сколько бы их в результате не попало в избирательный бюллетень. А, значит, в ближайшее время нам предстоит увидеть, как избирательный штаб врио главы Карелии прикладывает свои усилия к повышению явки, а его соперники, напротив - не то чтобы эту явку снижают, но и не работают на её рост, предпочитая приложить усилия к мотивации для участия в выборах своего традиционного электората.