Новостройки в Петрозаводске стали умнее

Уже в 27 домах Петрозаводска установлены умные домофоны, системы камер наблюдения и счётчики воды, электричества и тепла, которые сами отправляют показания. Все эти функции входят в систему «Ростелеком Ключ», благодаря которой жители домов открывают двери при помощи смартфона, следят за тем, что происходит во дворе и не переплачивают за коммуналку.

   
   

Дом №17 по улице Суоярвской ещё не полностью заселён, даже ключи от новых квартир переданы не всем жильцам. Но уже сейчас вместе с ключами собственники получают доступ к сервисам «Умный домофон», «Комплексное видеонаблюдение» и «Умные счётчики».

Фото: ПАО "Ростелеком"

«Всё оборудование устанавливается в рамках одного из новых популярных федеральных продуктов компании, который называется «Ростелеком Ключ». В Карелии первый дом с этой системой был запущен в 2019 году. С тех пор мы подключили к сервисам 27 домов. Это порядка 2600 семей, которые пользуются услугами», — пояснил руководитель группы по работе с застройщиками Карельского филиала ПАО «Ростелеком» Дмитрий Пак.

Умный домофон оснащён видеокамерой, поэтому хозяин квартиры не только слышит, но и видит гостя. Важная особенность устройства — синхронизация с мобильным приложением. Когда кто-то звонит в домофон, звонок идёт не только в квартиру, но и в специальное приложение на смартфоне хозяина. То есть можно узнать, кто пришёл, даже если дома никого нет. Можно и по старинке: умный домофон без проблем открывается ключом — в этом он не отличается от своего стандартного собрата.

Ещё одна интересная возможность умных домофонов — можно создать временный код доступа и передать его другому человеку. Это удобно, когда, например, в доме идёт большой ремонт или при переезде: код сообщается рабочим, чтобы им не пришлось каждый раз звонить в домофон. Актуально для домов, в которые люди только заселяются.

Второй компонент экосистемы — приборы учёта коммунальных ресурсов с телеметрией. Проще говоря, это как привычные счётчики воды, света и тепла, но с очевидным плюсом —  жильцам не нужно снимать показания и передавать их в управляющие компании. Этим занимаются умные устройства, а собственникам приходят уже готовые заполненные квитанции. Есть и небольшой бонус: такие приборы учёта помогают выявлять неплательщиков, которые передают в управляющие компании некорректные показания счётчиков.

Фото: ПАО "Ростелеком"

Если, например, человек «намотал» 5 «кубов» воды, а передал, будто потратил всего 2, эта разница в 3 куба в обычных домах делится между всеми жителями многоквартирного дома. С телеметрией такой фокус не пройдёт: сразу можно понять, сколько ресурсов расходует каждая конкретная квартира. Все эти данные будут отражаться в специальном мобильном приложении для управляющих компаний.

   
   

Третий сервис системы — «Комплексное видеонаблюдение». Камеры устанавливаются в лифте, в холле и во дворе дома. Смотреть видео с них можно из любой точки мира, где есть интернет, через мобильное приложение. Видео в онлайн-режиме передаётся на сервера, и хранится там в течение определённого времени. Выбирают срок хранения видео сами жильцы дома — это может быть и 7, и 30 дней.

Все три сервиса образуют единую экосистему, пользоваться которой владельцы квартир в новых домах могут уже сейчас.

«В процессе передачи квартир мы рассказываем о продукте, все жильцы довольны. Мы могли бы избежать этих издержек, но в процессе эксплуатации люди оценивают «умные» сервисы по достоинству, это очень удобно. Когда люди уже попробовали продукт и планируют переезд, они часто спрашивают, будет ли в новом доме платформа «Ростелеком Ключ». Поэтому мы её используем», — рассказал директор по продажам и маркетингу строительной компании «КСМ-Инвест» Алексей Раскидной.

Фото: ПАО "Ростелеком"

Подтверждают это и сами жильцы. Олег Пехуров купил квартиру в новостройке, ещё не въехал, но наличию умных счётчиков и домофона рад:

«Телеметрия — это очень удобно, — рассказал он. — У меня в прошлой квартире уже были подобные сервисы, я пробовал их раньше, поэтому для меня это было важно при покупке. Я пользуюсь продуктами системы при помощи мобильного телефона».

Внедрять умные технологии планируется и в дальнейшем — при строительстве новостроек. В частности, они появятся в домах в новом микрорайоне, который сейчас строится на Древлянке.

Умные системы можно устанавливать не только в новостройках, но и в готовом доме. Правда, поставить их будет несколько сложнее: чтобы внедрить платформу в уже построенном доме, придётся поменять все счетчики воды, электричества и тепла. Сделать это реально, но жильцам нужно будет предварительно провести собрание собственников, принять решение, выделить финансирование и только потом заменить приборы учёта.