Огуречная война. Конкуренция удобрила овощной бизнес

В столице Олонецкой губернии задолго до революции всем был известен знаменитый огородник, снабжавший Петрозаводск свежими овощами и зеленью. Он не состоял в купеческой гильдии и звание имел скромное – крестьянин.

   
   
 
 

Разбогатеть и накормить

Звали его Петр Накропин, родом он был из Ярославльской губернии, из крепостных графини Паниной. Оттуда в Екатерининские времена в губернский Петрозаводск постоянно нанимались артели каменщиков для возведения кирпичных зданий на Круглой площади, корпусов Александровского завода и прочих строений. В составе одной из таких артелей, скорей всего, и трудился крестьянский парнишка.

Графиня охотно отпускала таких, как он, поскольку из отхода они приносили немалые суммы оброка. В Петрозаводске на ярославцев-красавцев спрос был постоянный. Но по сравнению не с такой уж теплой Ярославской губернией Олонецкая показалась гастарбайтерам бедной и какой-то невитаминной. Накопив деньжат, первый из петрозаводских Накропиных купил себе «вольную» и переехал в наши края с благородной целью разбогатеть и попутно накормить петрозаводчан свежей зеленью и овощами.

Накропинские огороды на Лососинке. Открытка начала ХХ века. Фото: Из личного архива Николая Кутькова

Первый овощной бизнес

В Петрозаводске, как он не один раз убеждался, с трудом можно было купить пучок лука или редиски. Зелень горожане выращивали только для собственного пропитания, а о парниках и тем более теплицах никто не помышлял – хлопотно, дорого. Нет, конечно, у губернатора и у горного начальника имелись отапливаемые оранжереи для заморских цветов и фруктов. Но если с умом взяться за огородничество в расчете на простого обывателя – дело может стать очень выгодным.

Ярославский крестьянин взял в аренду место на правом берегу Лососинки, пустовавшее после секвестирования  так называемых «французских фабрик». Их когда-то построили иностранцы, мечтавшие завалить губернию дешевыми косами, наперстками и расписными подносами из жести. Не рассчитали – разорились.

А Петр Накропин начал дело с минимальной выгоды, зато со временем стал сам нанимать людей на весеннюю перекопку, на уборку урожая, сторожей, шугавших мальчишек, традиционных грабителей садов и огородов. Вся семья Накропиных пахала на его овощной бизнес. Скоро они обзавелись новым двухэтажным домом на Голиковке, на улице Угольной (нынешней улице Калинина).

Дом Накропиных (справа на первом плане). Фото: Из личного архива Николая Кутькова

Конкуренция фермеров

А в начале 1900-х у него появился сильный конкурент, огородник Елисей Титов. Из местных. Его парники стояли в пойме реки Неглинки, между кладбищем у Екатерининской церкви и больничным городком. Жители Петрозаводска помнят войну этих двух предпринимателей. Хотя у Накропиных участок был выгодней расположен – на отлогом берегу Лососинки. Там, где сейчас раскинулся городской пляж на набережной Гюллинга, между Советским и Пименовским мостами. Полив и охрана открытого места обходились немного дешевле, чем на участке конкурента.

   
   

Краевед А. М. Митрофанов в своей книжке о нашем городе «Записки старого петрозаводчанина» писал, как в подростковом возрасте он участвовал в набеге на титовские парники. Долго потом помнил сладкий вкус первых огурчиков, добытых бесшабашными приятелями. Вообще-то хромоногий Титов зорко следил за своим огородом и не раз воришки получали от его сторожей знатную трепку. Дела у неглинского огородника шли все успешней. Главное, конечно, было в качестве продукции – хозяйки отдавали ей явное предпочтение. В неглинских парниках немного раньше, чем у Накропина, созревали огурцы, ранняя капуста, репа, брюква, свекла. Вот все это вместе в конце концов и позволило Титову стать огородником номер один.

 
 

Огурцы с мёдом

Дело, начатое ярославским умельцем, имело продолжение. Ещё в начале 1970-х под Петрозаводском был организован совхоз «Тепличный». Выращивал ранние огурцы, помидоры, петрушку, капусту, лук, салат, редис, шпинат, щавель, укроп, кабачки, цикорий, пряные травы. Причем всё это продавалось в городских магазинах сравнительно недорого и выглядело вполне презентабельно. Даже циркулировал слух, что хитрые рыночные перекупщики реализовывали этот товар втридорога под видом даров юга. Выращивалась все это в грунтовых и арочных теплицах, сконцентрированных на огромной площади. Не раз совхозное начальство требовало горожан на обычную весеннюю процедуру: разносить по теплицам торф и т. п. Однажды двоих из нашей компании пригласил к себе в помощники не кто-нибудь, а настоящий пасечник (опылителями в хозяйстве работали пчёлы). И угостил за хорошую работу свежими огурцами с мёдом. Давно это было. А вот послевкусие до сих пор осталось.