В редакции газеты холодно. Тепло здесь было отключено почти одновременно с тем, как в районе выпал первый снег. В помещении держится почти нулевая температура, люди ходят на работу в шубах, но не унывают. Привыкли. В атмосфере жёсткого прессинга по всем направлениям эта районная газета живет уже 8 месяцев, с тех пор, как редактор издания Надежда Гонгелева опубликовала интервью с местным аудитором, нелестно высказавшимся о деятельности бизнесмена и депутата местного совета Вячеслава Великодворского.
Теперь материалы, изложенные в этой публикации, проверяют следователи. А Гонгелева уже 8 месяцев борется за то, чтобы отстоять право районной прессы на независимую оценку действий местных бонз.
Удачное интервью
Газета «Призыв» выходит в Лахденпохском районе с 1940-го года. Собственно, почти с того момента, как эта приладожская территория по итогам Зимней войны вошла в состав Советского Союза. Тираж газеты – 1600 экземпляров. Учитывая, что в районе проживает всего около 15 тысяч человек, получается, что «Призыв» читает каждый 10-й житель территории, а приходит газета практически в каждую семью. Редкое федеральное издание может похвастаться таким охватом аудитории. Понятно, что большинство тем «районки» напрямую связано с повседневной жизнью лахденпохцев – это и нечищеные дороги, и низкие пенсии, и хроническая нехватка денег в местном бюджете. Но газета при этом не превращается в обычную книгу жалоб и доску объявлений для официальных публикаций местной власти – журналисты «Призыва» позволяли себе независимую оценку происходящего на территории. Тем более что общая бедность приграничного Лахденпохского района в целом уравновешивается сравнительным богатством ряда его обитателей. Вот о возможных источниках богатства одного из заметных жителей района – местного предпринимателя, руководителя ряда предприятий и депутата местного райсовета Вячеслава Великодворского и пошла речь в той самой статье, публикация которой закончилась увольнением Гонгелевой, судебными разбирательствами и отключением тепла в редакции.
В начале июля, в преддверии Дня арбитражного управляющего, Надежда Гонгелева взяла интервью у представителя этой профессии Геннадия Спирина, который, в числе прочего, рассказал и о том, как ему довелось поработать временным управляющим на предприятии ООО «Хаке», директором которого значился Вячеслав Великодворский. Предприятие - банкротилось, а конкурсный управляющий, согласно законодательству анализировавший его работу за последние 3 года, и обратил внимание на ряд странных контрактов - здесь была и проплата на 700 тысяч евро, отправленная финской фирме за купленный, но не поставленный в Карелию завод, и подозрительный, по мнению управляющего, возврат НДС на 12 миллионов рублей. Вот Спирин и задался вопросом: а почему, собственно, никто в районной власти на это не реагирует?
Уволить редактора
«Накануне публикации текста поступил звонок из районной администрации - меня попросили не ставить это интервью в номер. Я отказалась, и интервью вышло. После этого мне позвонили снова и сообщили, что я потеряю работу», - рассказывает Надежда Гонгелева.
Её собеседник как в воду глядел – 6 августа вышло интервью со Спириным, а через 2 дня глава администрации Лахденпохского района Владислав Вохмин подписал распоряжение об увольнении главного редактора газеты «Призыв». Однако Гонгелева не смирилась и обратилась в суд.
Юридическим основанием для этого стало то, что официальный издатель газеты – МУП, директором которого и оформлена Гонгелева. Единственным учредителем этого МУПа является районная администрация. Но при этом Гонгелева - еще и редактор самой газеты, соучредителями которой выступают сразу 4 юридических лица: районная администрация, районный совет депутатов, АУ РК «Информационное агентство «Республика Карелия» (фактически это – республиканская власть) и трудовой коллектив самой редакции. Так вот, трудовой коллектив и депутаты отстранение Гонгелевой не поддержали. Она обратилась в суд и в сентябре выиграла дело.
«У газеты «Призыв» четыре учредителя, отношения между которыми регулируются договором от 20 апреля 2015 года. И в этом договоре четко прописано, что назначение на должность и освобождение от должности главного редактора - это компетенция соучредителей. Не одного из них, а всех»! - прокомментировала ситуацию юрист службы по защите прав журналистов и блогеров Елена Пальцева.
Впрочем, попадать на свое рабочее место Гонгелевой пришлось с помощью судебных приставов – за время её официального отсутствия районная власть поспешила назначить нового и.о. редактора, 26-летнего Романа Захарова, который до этого не был известен как журналист. Кстати, за время его редакторства на страницах «Призыва» наконец-то появилась и официальная позиция местной администрации по этому конфликту. Глава Лахденпохской администрации Владислав Вохмин заявил, что причина увольнения Гонгелевой связана с «обострившимся финансово-экономическим положением печатного издания».
«Неоднократно я и глава района Татьяна Герасимова на совместных встречах с Надеждой Васильевной обсуждали порядок решения возникших вопросов и намечали перспективы газеты на ближайшее будущее. Однако со стороны руководителя районного издания должной реакции не последовало, наши рекомендации оказались не выполнены в полном объеме. В итоге я принял достаточно жесткое решение, связанное с увольнением Надежды Гонгелевой с должности директора-главного редактора газеты «Призыв». Полагаю, смена руководителя стала объективным требованием общественного развития и назревших качественных перемен в газете», - пояснил свою позицию Вохмин.
Поддержка читателей
Восстановлением Гонгелевой в должности история, впрочем, не завершилась. Районные власти, которые не смирились с тем, что непокорный редактор вернулась на свое рабочее место, обратились с жалобой
в Верховный суд Карелии. В редакции отключили тепло – за долги по ЖКХ, а в интернете начали появляться публикации, в которых Гонгелеву называли представительницей «пятой колонны». В вину ей были поставлены комментарии, которые она дала телеканалу «Дождь», разыскивавшему в Приладожье дачи представителей российской элиты. Кроме того, к выяснению отношений с «Призывом» подключилась и прокуратура, только что вынесшая представление об административном правонарушении, которое заключается в том, что тот самый и.о. редактора не получил вовремя положенные ему выплаты из нищего бюджета «районки».
«Знаете, я достаточно спокойно отношусь к этим судам. Во-первых, за 8 месяцев уже привыкла к постоянному «прессингу». Во-вторых, я чувствую поддержку со стороны коллектива и со стороны читателей. Сейчас мы всерьез обсуждаем возможность создания новой «Народной газеты», и десятки людей заявили, что готовы на неё подписываться. Наши читатели предлагают создать «Попечительский совет» нового издания, и, конечно, такая поддержка много стоит. Если бы не читатели, то ради чего было бы бороться? Только за кресло редактора? Так я за него не держусь, но и я, и коллектив газеты, и наши читатели против того, чтобы несправедливость восторжествовала», - объясняет свои мотивы Надежда Гонгелева.
Конфликты между властями и журналистами давно стали приметой российской действительности. Но если разгром крупной федеральной редакции или увольнение главного редактора известной газеты становятся новостью общероссийского масщтаба, то районная пресса такого внимания удостаивается редко. Между тем, в российской глубинке у большинства людей только два источника, которые формируют их знание об окружающем мире – телевизор и та самая малотиражная, но зато своя «районка». И если телевидение давно уже вновь превратилось в массового организатора и пропагандиста, то на страницах районной газеты заниматься надувательством гораздо сложнее. И читатель, и журналисты в прямом смысле слова ходят по одним и тем же улицам, дышат одним и тем же воздухом и сталкиваются с одними и теми же проблемами. И потому сохранение хотя бы относительной независимости «районок» - это последняя возможность для жителя глубинки найти хоть какую-то правду в ежедневно обрушивающемся на его голову информационном потоке.
Смотрите также:
- В Карелии будут выдавать молодым врачам квартиры из резерва правительства →
- Верховный суд РК не поставил точку в деле главного редактора «Призыва» →
- За что уволили редактора нашей районной газеты «Призыв»? →