Где же кружка? Карелия оказалась среди самых пьющих

pixabay.com / pixabay.com

Карелия заняла второе место в рейтинге алкоголизации регионов России. В республике продают почти вдвое больше алкоголя, чем в среднем по стране. На фоне растущей доступности спиртного такие данные вызывают серьезные опасения у специалистов.

   
   

Пьем в системе

По данным федеральной службы регулирования алкогольного рынка, ежегодно на одного жителя Карелии приходится 114,3 литра продаж спиртных напитков – 175 бутылок пива, 20 бутылок водки и 8 вина. Если исключить детей, стариков, больных и непьющих, то вместо 114 литров выйдут все двести.

Фото: Из личного архива

«Многие из пьющих задают себе вопрос: когда стоило сказать нет алкоголю? – рассказывает психолог из Петрозаводска Руслан Насиров, уже 20 лет работающий с зависимостями. – И отвечают: во время юности и молодости, когда начали систематически употреблять алкоголь по выходным. Систематичность употребления – тревожный признак».

Забег на короткую дистанцию

По оценкам наркологов, диагноз «алкоголизм» в Карелии можно ставить 30-40 тысячам жителей, однако лечиться желает только каждый десятый – официально на учете в наркодиспансере состоит порядка четырех тысяч алкоголиков. Сколько людей стоит на грани алкогольной зависимости, сказать сложно. Известно только, что дистанция от чрезмерных возлияний по выходным до выраженных наркологических расстройств зачастую сокращается  очень быстро. Иной раз человек даже не успевает осознать, что уже попал в сети зеленого змия.

«Как правило, зависимого приводят родственники, – говорит Насиров. – Близкие и коллеги уже хорошо понимают, что пора в его жизни что-то менять, но сам человек до конца будет упрямиться. Ждать, пока он сам поймет, не всегда целесообразно, лучше обратиться к специалисту. Половина дела – когда близкие люди видят и хотят решить проблему, но надежда на возвращение к нормальной жизни появляется, когда сам алкозависимый начинает честно смотреть на свою ситуацию. Когда приходит осознание, тогда становится возможным выздоровление. Зависимый заново учится жить, но уже трезво. Духовно-нравственный стержень человека во многом становится определяющим фактором, но и социальный аспект играет важную роль. Если человек прошел курс реабилитации, но вернулся в ту же среду и не решил свои проблемы социального характера, то высока вероятность возвращения к пьянству».

На каждом углу

И в стране, и в республике пьют с каждым годом все меньше. Но вот беда: повсеместное появление так называемых алкодискаунтеров и ночных «наливаек» грозит свести на нет положительные тенденции.

«Мы не сможем говорить о снижении уровня употребления спиртного, когда в каждом дворе располагается по два алкомаркета, – отмечает общественник Юрий Евдокимов. – Инициативными группами трезвенников уже давно предложена мера – вынос точек продажи алкогольных напитков за пределы населенных пунктов. Однако одно лишь ограничение доступности алкоголя проблему алкоголизации не решит – необходимо формирование у людей сознательной трезвости, а это глубокая просветительская работа, которая должна вестись с детства».    
   

Кроме того, некоторые специалисты предлагают повысить возрастной ценз для покупателей горячительных напитков до 21 года и централизовать продажу спиртного. Доступность снизится, а контроль усилится.