Гонки дронов официально признаны видом спорта в Карелии. Региональное отделение Федерации гонок дронов России получило аккредитацию сроком на два года — соответствующий приказ 23 января подписало Минобразования и спорта республики.
Как развивается технологичный вид спорта и чем он привлекает подрастающее поколение, в интервью «АиФ. Карелия» рассказал председатель регионального отделения Федерации гонок дронов России Леонид Парфёнов.
«Творим из воздуха»
Антон Соловьёв, «АиФ. Карелия»: Леонид, что даёт аккредитация?
— Аккредитацию получило региональное отделение, а на федеральном уровне уже есть такой вид спорта?
— Конечно, наш спорт официально признан в России с 2023 года. В десятках регионов открыты региональные отделения и региональные федерации, ежегодно проводятся всероссийские и даже международные соревнования. По всей стране открываются школы и клубы по гонкам дронов. Наши спортсмены занимают призовые места на мировых соревнованиях. Однако порядок таков, что развитием спорта в регионе должна заниматься местная федерация и она должна быть аккредитована в местном Минспорте.
— Дроны, роботы, битвы, турниры — всё это ассоциируется с молодёжью благодаря соответствующему медийному шуму, но насколько в действительности увлечены столь сложным делом молодые люди?
— Скажем так: молодёжь гораздо проще входит в подобные движения. Но необходимо создать доступную среду для занятий. На сегодняшний день наша федерация систематически проводит турниры, открытые тренировки и мастер-классы, а некоторые из наших товарищей открывают клубы и кружки по гонкам дронов в Петрозаводске. Ведём работу и в районах. Тем самым мы создаём площадки для соревнований и наполняем их спортсменами. Гонки дронов в Карелии приходится буквально выкристаллизовывать из воздуха. Получим ли мы на выходе гоночный бум, во многом зависит от количества ресурсов, которые удастся привлечь, включая ресурс информационный. Наш вид спорта отличает очень яркая визуальная составляющая, что в век информации очень важно. Я уверен, всё получится.
В шлеме или с телефона?
— Почему одни пилоты управляют дронами в шлеме, а другие – с телефона?
— Разновидностей дронов много, но грубо их можно разделить на два основных типа – FPV-дроны и коммерческие. Коммерческие применяются в видеосъёмке, геодезии, сельском хозяйстве, лесоохране, доставке грузов, геофизике и других сферах. Они оснащены камерами с высоким разрешением, различными видами полезной нагрузки. Это всегда законченное устройство, предназначенное для определённых задач. Но самое главное — они летают практически без участия или с минимальным участием человека. Различные датчики позволяют стабилизировать дрон в воздухе, заставить его лететь по заданному заранее маршруту. А FPV-дрон (от англ. first person view – «вид от первого лица»), как правило, управляется в ручном режиме непосредственно с помощью пульта и не имеет стабилизации. Это даёт опытному пилоту максимальный контроль над техникой и совсем другую манёвренность. Управление коммерческим дроном — скучная и рутинная задача. А вот полёты на FPV-дроне — настоящий спорт, где почти всё зависит от пилота, от его навыков, реакции, терпения, самообладания. Гонки дронов — это всегда FPV.
— Как поставлена работа по подготовке спортсменов? Ведь процесс трудоёмкий: аппарат нужно собрать, запрограммировать и научиться пилотированию.
— Здесь логика процесса кажется очевидной, но на самом деле всё строго наоборот. Пилот начинает подготовку в симуляторе — компьютерной программе, по сути в компьютерной игре. То есть для вхождения в спорт нужны более-менее производительный компьютер и специальная аппаратура — пульт. В симуляторе пилот получает первичные навыки управления, учится сложным элементам пилотирования, пробует модели, схожие по физике с реальными дронами. Делать первые попытки управления «живыми» FPV-дронами рекомендуется только спустя десятки часов симуляторного налёта. Для успешного участия в гонках даже самого маленького класса — а это дроны класса 75 мм — нужны десятки часов налёта. Но! Технический симулятор — это уже спорт, и это та часть тренировок, которая сопровождает пилота и дальше. Переход к живым полётам, как правило, начинается с покупки готового дрона. Пилот к этому моменту должен иметь базовые технические знания, понимать технику безопасности и разбираться в настройках. Однако пугаться не стоит: здесь ещё не надо быть программистом, для первых полётов необходимы минимальные настройки. Дальше в дело вступает мелкий ремонт. При полётах, особенно гоночных, особенно на первых порах, падения и поломки неизбежны. Но человека, вкусившего радость полёта, сложно остановить. Таким образом, летать наши спортсмены учатся раньше, чем паять. В то же время каждый пилот неизбежно становится и инженером, и программистом. С опытом можно и дрон самостоятельно собрать, и прошивка с настройкой уже не так пугают. Соревнования, конечно же, требуют особенно тщательной подготовки.
— А что с дронами более высокого класса и как устроены соревнования?
— От полётов на маленьких дронах в закрытых помещениях пилоты переходят в более крупные классы — 200 и 330 мм. Большими дронами управлять не сложнее, но сами полёты возможны только в открытых пространствах. Проведение тренировок и соревнований требует особых мер безопасности и соблюдения воздушного законодательства. В условиях местных запретов на полёты их согласование — сложная история, но федерация прямо сейчас вырабатывает необходимые для этого механизмы.
Что до соревнований, то они проводятся не только в личном зачёте, существуют и командные гонки. Это когда один из пилотов проходит определённое число кругов, а второй находится в зоне пит-стопа и при необходимости меняет аккумуляторы и выставляет новые дроны взамен утраченных, выступая в роли техника. На половине пройденных кругов пилот и техник меняются ролями.
И спорт, и технологии
— С чего всё началось? И на чём всё держится?
— К созданию регионального отделения федерации мы подошли, будучи довольно неоднородным сообществом FPV-пилотов. Кто-то много лет занимался моделированием, кто-то — видеосъёмкой, а кто-то — робототехникой. Большинство ребят из нашего костяка пришли к полётам из военной патриотики и курсов военной подготовки. Ни для кого не секрет, что с началом СВО применение FPV-дронов показало себя с неожиданной стороны, раньше же об их существовании большинство мало что знало. С набором критической массы грамотных людей мы решили перейти к обучению пилотов, а спорт стал для этого идеальной платформой. Все силы и ресурсы нашего сообщества теперь брошены именно на развитие спорта. Пока всё держится в основном на энтузиазме. Москва как локомотив федерации даёт нам лишь набор организационных инструментов, хоть и мощный. Очень радует поддержка местных органов власти. Актуальность развития отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) очевидна всем. Массовая подготовка пилотов сейчас — это залог технологического суверенитета и безопасности нашей Родины в обозримом будущем.
— О секциях и школах уже было упомянуто, но как именно проводятся занятия?
— Существуют различные модели. В более передовых регионах уже открываются секции при спортивных школах и большие коммерческие центры подготовки пилотов. У нас в Карелии это пока клубы и кружки при школах, детских робототехнических клубах и других учреждениях допобразования. Например, в одном из петрозаводских клубов занятия изначально были организованы под видом спорта «Гонки дронов» с соблюдением направлений и стандартов по оборудованию. Чаще занятия ведутся на регулярной основе, а группы неоднородны по составу и уровню подготовки. Но ребята в условиях непрерывных внутренних соревнований довольно быстро выравниваются. В некоторых школах работает модель, при которой набирается группа детей, получает базовую подготовку, а в конце курса выпускается. В таком случае ребята или уходят в другие клубы, или самостоятельно участвуют в соревнованиях, что гораздо сложнее. Но даже дисциплины личного зачёта в нашем спорте — это про командную работу.