Принимаем объедки. Компост-мобиль выходит в рейс

Эко-активисты карельской столицы запустили необычный проект: собирают у людей пищевые отходы и везут в Шую, где черви зимней породы «Старатель» переработают их в биогумус. Для этого раз в месяц по городу курсирует специальный компост-мобиль. «АиФ» присоединился к рейду и узнал, почему опасно оставлять органику на свалках, как работает вермиферма и зачем вообще тратить столько времени и сил на банальный мусор?

   
   

Скорлупа и заварка

Как ни странно, на Кукковке, где была одна из точек сбора, выстроилась целая очередь из горожан, желающих цивилизованно сдать мусор. К окрестным контейнерам никто не спешил - люди на морозе терпеливо дожидались приезда двух «ГАЗелей»: привычного «сбормобиля» и экзотического «компост-мобиля». Последний вышел уже во второй рейд, информационная кампания в соцсетях и СМИ шла вовсю, и люди знали, зачем и что они сдают.

«Скажите, а старый цикорий вы берете?» - раздавалось из очереди.

«Просроченный – да», - был ответ.

«Берут пищевые продукты, кроме цитрусовых и лука», - передавали друг другу собравшиеся. Яичные коробки в этот раз «компост-мобиль» не принимал: хоть и можно, но в первый рейд принесли столько, что девать пока некуда.

Фото: Из личного архива

«Второй раз принесла органический мусор. У меня скорлупа от яиц, от орехов немного и чайная заварка, - рассказала Людмила. - Они берут это все. Чем буду выбрасывать, я лучше сдам - куда-то идет на дело. Что-то будет полезное с точки зрения экологии. У меня дочка сейчас живет в Европе, в Италии. И там вообще весь мусор собирается раздельно. Пищевые отходы - отдельно, неперерабатываемый мусор - отдельно, бумага - отдельно. И пластик тоже. И теперь я уже автоматически не могу кидать на помойку, когда можно сдать».

«Я принесла яичную скорлупу, втулки от туалетной бумаги, у меня еще оставался хлеб. Мы и так загрязняем окружающую среду, в которой нам еще жить, детям, внукам жить. Надо охранять и беречь природу», - отметила Светлана.

   
   

Опасная технология

В основном, весь проект «Компост-мобиля» держится на плечах пяти волонтеров во главе с эко-активистом Анастасией Бауэр. Это люди, которые тратят отнюдь не маленькую часть своей жизни на то, чтобы вложить в наши ленивые головы две простые мысли: раздельный сбор мусора спасет планету; пищевые отходы на обычных свалках, где все лежит вперемешку, не разлагаются годами, так же как и пластик. И не менее опасны.

Фото: Из личного архива/ Михаил Антонов

«На свалке пищевые отходы не разлагаются, потому что органику многие выбрасывают в пакетах, - рассказала Анастасия Бауэр. - Мусор перекатывается бульдозером, пересыпается песком, чтобы не было пожаров. В таких условиях, при отсутствии света и кислорода, органика лежит годами. Процесс разложения без света и кислорода называется анаэробным, у него есть специфика - выделяется пожароопасный и ядовитый газ метан. Его еще называют «свалочным газом».

Есть еще одна, более растянутая во времени, но не менее сложная проблема: дождь или снег, попадая на пищевые отходы, еще не перерытые бульдозером, запускает процесс гниения. Жидкости попадают в нижние слои свалки, перемешиваются со всем подряд, в том числе с опасными, неверно утилизированными отходами, например, батарейками. Потом «обогащенная» тяжелыми металлами и прочей дрянью жидкость - ее называют фильтрат - постепенно просачивается в грунтовые воды и через круговорот H2O в природе так или иначе попадает в организм человека.

Червивая работа

Проект родился у эко-активистки Бауэр после знакомства с Еленой Поликарповой. В Шуе у нее есть ферма с червями. Елена держит беспозвоночных породы «Старатель», полученных от скрещивания воронежского и северодвинского червя. «Старатели» перерабатывают навоз в биогумус, который покупают дачники и сельхозпроизводители. Однако бизнесом это назвать нельзя: Елена Поликарпова не заработала ни копейки.

Фото: Из личного архива/ Михаил Антонов

«Вначале это все будет промораживаться, потом мы перестелем эту массу известью, потому что в основном вся еда у нас кислая. Потом мы еще прокладываем сеном, торфом, получается такой слоеный пирог. Затем одну грядку червей переводим на это питание. Потом тех червей, которые уже будут переведены, на лето оставим в куче из еды, собранной «компост-мобилем». За лето они должны переработать всю массу», - объяснила Елена.

До следующей зимы

Первый раз к компост-мобилю с органическим мусором пришли 105 петрозаводчан. Второй рейд собрал в два раза больше. Отчасти успех объясняется тем, что «компост-мобиль» полностью дублирует маршрут более привычного «сбормобиля», к которому люди несут макулатуру и пластик. Результаты второго рейда «компост-мобиля» таковы: 1040 литров отходов растительного происхождения (очисток, огрызков, шкурок), 100 литров яичной скорлупы, 300 литров втулок и загрязненного картона.

В марте команда проекта «Компост-мобиль» уходит на каникулы до следующей зимы (в теплое время года мусор будет гнить и для «старательной» переработки не подойдет). Есть и другие причины.

«Поскольку проект молодой, сейчас он требует больших усилий. При этом у каждого из волонтеров есть основное место работы, семья, - заявила Анастасия Бауэр. - Поэтому мы поставили себе такую задачу: до марта отладить работу, чтобы все было без сбоев, качественно, и максимально увеличить количество рейсов. А летом мы проанализируем все процессы, подумаем, запускать ли проект на следующий год и в каком формате».

Фото: Из личного архива/ Михаил Антонов