Пришел, увидел, затоптал. Туризм вредит природе

Туристическая нагрузка на природу Карелии растет год от года. Сорные чудовища вокруг свалок вытесняют естественную флору, почвы вытаптываются и пропитываются тяжелыми металлами, увеличивается концентрация микропластика в озерах. Остановить деградацию пытаются ученые КарНЦ РАН и специалисты особо охраняемых природных территорий.

   
   

Туристы-топтуны

Речь идет об экологическом проекте SUPER, участие в реализации которого принимали петрозаводские исследователи и сотрудники двух заповедников – музея «Кижи» и Водлозерского парка. Как отмечает директор ассоциации «Север Центр» и руководитель проекта Александра Смирнова, инициативу подал именно музей «Кижи». И не случайно, ведь в республике именно он принимает на себя наибольший туристический удар.

«Целью исследования было дать оценку состоянию растительного покрова на свалках и туристических стоянках архипелага Кижи и Водлозерского парка, – рассказывает научный сотрудник лаборатории ландшафтной экологии и охраны лесных экосистем Института леса КарНЦ РАН Вера Тимофеева. – Две охраняемые территории, на которых с каждым годом увеличиваются потоки туристов и, следовательно, растет антропогенное давление. Мы обследовали все свалки и три туристические стоянки. Флора свалок бывает в восемь раз богаче флоры лесов, которые находятся вокруг. Кроме того, они нередко заселены экзотическими видами растений. Что касается туристических стоянок, то здесь основная проблема – вытаптывание. Поэтому необходим мониторинг для понимания, какие стоянки следует исключить из использования для восстановления растительного покрова, а какие можно вовлекать обратно».

Пищевая цепочка отравления

На первый взгляд небольшие свалки опасности не несут. Однако это не так. Как отмечает старший научный сотрудник лаборатории лесного почвоведения Института леса КарНЦ РАН Гульнара Ахметова, даже незначительные скопления отходов становятся источником тяжелых металлов. А тяжелые металлы на месте свалки не остаются.

Фото: Из личного архива/ Сергей Новиков

«Мы обнаружили большое содержание цинка, который может вымываться в озеро и по пищевой цепи попадать в организм человека, – делится результатами исследований научный сотрудник лаборатории лесного почвоведения Института леса КарНЦ РАН Сергей Новиков. – Тяжелые металлы могут оставаться в почве, но под воздействием природных условий они способны переходить из связанной формы в форму, доступную для поглощения растениями. А значит, опять-таки попадать в организм».

Кроме того, мусорные скопища становятся рассадниками опасных бактерий. Так, сотрудники Института леса обнаружили высокую концентрацию энтерококка на крупной свалке в Водлозерском парке. В таких случаях при ликвидации скоплений отходов дезинфекция обязательна. Не меньшую опасность представляет и так называемый микропластик. Как выяснили специалисты, его в Онежском озере в два раза больше, чем в Балтийском море. Проблема в том, что его невозможно извлечь – ни из воды, ни из почвы. Собственно, на то он и микро.

Собирай и разделяй

Одними исследованиями дело ученых и сотрудников заповедников не ограничилось. Дабы предотвратить дальнейшее загрязнение, в Кижах и Вод­лозерском парке создали систему раздельного сбора и вывоза отходов. Так, в Водлозерье одно здание приспособили под прессорную. Здесь прессуют картон, алюминиевые банки и пластик, а также перерабатывают стекло в песок. А в другом – специально построенном – налажен раздельный сбор. Собранные отходы отвозят в Петрозаводск и сдают специализированной компании. Также раздельно собирают мусор теперь и на двух турбазах парка.

   
   

А в Кижах акцент сделали на логистике. Благодаря проекту на острове появились площадки для временного накопления мусора. Они незаметны для туристов и позволили сократить число рейсов по вывозу отходов. Кроме того, у всех домов, в которых живут сотрудники музея и экскурсоводы, теперь стоят компостеры. Они перерабатывают органические отходы в удобрения.