Работа ищет человека. Коронавирус изменил рынок труда

Инна Сергеева / АиФ

За восемь месяцев с начала года число пришедших на биржу труда выросло втрое. Если в январе зарегистрированных соискателей было 5705, то в августе уже 17670. Правда, что искали граждане на бирже – работу или повышенное пособие по безработице, сказать сложно.

   
   

МРОТ не для всех

Петрозаводчанин Алексей Федосеев в конце прошлого года перешел работать с одного камнеобрабатывающего предприятия города на другое. На новом месте первое время его официально не трудоустраивали – получал деньги по-серому. Когда в марте объявили о выплатах в один МРОТ безработным, решил встать на биржу труда – все-таки без малого 14 тысяч лишними не будут. Встал, но получил лишь 600 с чем-то рублей. Оказалось, деньги выплачивают только тем, кого уволили после 1 марта.

«О приостановке работы нашего предприятия вообще речи не шло, – рассказывает мужчина. – Коронавирус – не коронавирус, а памятники всем ставить надо».

Сколько таких случаев – подсчитать невозможно. Статистика регистрирует количественные показатели, но что они под собой скрывают – остается за кадром.

Заниженные ожидания

Парадоксально, но после отмены карантина ситуация на рынке труда сложилась в пользу работников, а не работодателей. По данным рекрутинговой компании HeadHunter, в республике на одного квалифицированного рабочего приходится примерно три вакансии. Отчасти отсюда и уровень предлагаемых зарплат – он в два с лишним раза превосходит ожидания соискателей. Так, в среднем фрезеровщикам и наладчикам в Карелии предлагают работать за 80 тысяч рублей в месяц, а слесарям и сварщикам – за 75 и 82,5 тысячи соответственно.

Фото: Скриншот hh.ru

«Дефицит квалифицированной рабочей силы наблюдался и в «докоронакризисные» времена – у работодателей были большие сложности с поиском и наймом «синих воротничков», – поясняет представитель компании Ирина Жильникова. – Пока мы наблюдаем, как растут предлагаемые зарплаты в профобласти рабочего персонала и снижается уровень конкуренции среди соискателей этого профиля».

В строительстве нехватка специалистов и рабочих рук не столь острая, но вакансий меньше точно не становится. Строительные компании ищут в Карелии 1300 работников и предлагают в среднем 57,5 тысяч рублей, в то время как работники в среднем рассчитывают только на 45 тысяч. Строители остаются востребованы и за счет роста интереса к загородной недвижимости в целом и загородным домам в частности. По словам генерального директора одной из петрозаводских строительных компаний Ильи Никитина, число заказов в нынешнем году выросло не менее чем на 20%.

   
   

Вообще, количество вакансий в марте-июне по сравнению с тем же периодом прошлого года на Северо-Западе стало больше почти в четыре раза – на 195%. Люди тоже стали активнее искать работу, но только на 14%.

Хочешь? Научим

Из-за сложившейся ситуации на рынке труда службе занятости приходится скорее не искать работу безработным, но направлять людей сначала на переобучение, а затем – на рабочее место. К примеру, житель Карелии Александр Трофимов прошел обучение по программе «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом» и теперь трудится в петрозаводском филиале крупной инжиниринговой компании. А двое безработных из Беломорского района выучились на мотористов судов внутреннего водного транспорта и трудоустроены на Беломорканал. Всего же с начала года по линии службы занятости новые профессии освоили более 300 безработных.

Впрочем, учиться хотят далеко не все. Что ж, на такие случаи тоже есть решение – временное трудоустройство на общественных работах. Благоустройство, стройка, быт, сельское, лесное и коммунальное хозяйство – всего не меньше 600 рабочих мест. Как рассказала начальник управления труда и занятости РК Елена Фролова, предприятиям и организациям возместят расходы на зарплату в размере МРОТ с районным коэффициентом, а также внебюджетные отчисления. Федеральный бюджет выделил республике для этого дополнительные 33,3 миллиона рублей. Готовность принять временных работников изъявили 114 работодателей.