Религиозный психоз в Карелии. Как до революции боролись с сектантами.

www.hint4.me / АиФ

События последней недели в Петрозаводске, связанные с бурными спорами вокруг строительства часовни на площади Кирова, вновь пробудили интерес в обществе ко всему, что связано с религией. Вспомнить о том, какие страсти на этой почве кипели в Карелии чуть более 100 лет тому назад, предлагает «АиФ-Карелия»

   
   

Иеромонах Иннокентий

Представьте картину: сотни людей идут с непокрытыми головами по снегу при крепчайшем карельском морозе. Идут, поют, проваливаются, падают. И – снова идут.  А перед ними выстроилась цепь вооруженных солдат, чьи примкнутые штыки поблескивают на морозном солнце.

Такую картину наблюдали жители Карелии в феврале 1913 года, ставшие свидетелями драматического противостояния между сектантами, поклонниками скандально-известного иеромонаха Иннокентия и властями края, пытавшимися остановить религиозных фанатиков.

Иннокентьевцев считали близкими к хлыстам, в том числе и по практике самоистязаний Фото: Википедия

Основателем секты иннокентьевцев стал Иван Левизор (в монашестве принявший имя Иннокентия – отсюда и название секты), уроженец Бессарабской губернии.   В начале 1908 г. он поступил в только что открытый Балтский Феодосиевский монастырь. Позже Иннокентий стал называть себя пророком, говоря  о своих чудных видениях, в которых будто бы беседовал с самим Иисусом Христом.   

Один из местных жителей, посетивший монастырь в 1909 г., рисует такую сцену, которой сопровождалась проповедь Иннокентия: «… Со всех сторон неслись дикие вопли, люди, точно безумцы, лаяли по-собачьи, валялись на полу, бичевали себя верёвками до крови по всему телу».  Поклонники Иннокентия призывали во имя спасения и искупления от грехов бросать всё: дома, имущество, детей, семью, – следовать за пророком и готовиться к встрече с Богом. Многие люди верили им, продавали своё имущество, а вырученные деньги полностью жертвовали на монастырь «Святого Духа».  

Ссылка в Карелию

Церковные власти отреагировали на происходящее. Сначала Иннокентия отправила в один монастырь, потом – в другой, и, наконец, в 1912-м году основатель секты очутился в Муромском монастыре Олонецкой губернии. Вслед за ним в Карелию из Молдавии и Украины последовали тысячи его поклонников. Многие из участников похода, одетые в дырявые кожухи, больные, а иные с детьми, не могли вынести тяжёлого пути, суровых морозов, падали в изнеможении, роняли святые реликвии и гибли на пустынных заснеженных просторах. Никто не заботился о спасении паломников, а они, движимые слепой фанатичной верой, шли навстречу своей гибели. «И в пути, и в самом монастыре богомольцы переживали тяжкие лишения. Они гибли от холода, тесноты и грязи буквально сотнями. Особенно велика была смертность среди детей»,  – сообщал корреспондент газеты „Русское слово“.

Сам же Иннокентий вскоре бежал из монастыря. А тогдашние карельские власти оказались перед необходимостью применить силу против сектантов.

   
   

Жандармы и Красный крест

Сайт «Газетные старости» цитирует сообщение газеты «Московская копейка» от 3 марта (18 февраля) 1913 года.

«Он тайно скрылся из монастыря и, нагнав в дороге выселенных иннокентьевцев, стал во главе их и пошел отыскивать Новый Сион. Тысячная толпа народа, состоящая из южан, не привыкших к холоду, шла по снегам при крепком морозе с обнаженными головами и пением молитв. Цель их движения — сесть на железную дорогу и двинуться в неизвестном направлении. Когда эти крестоносцы, как они себя называют, вошли в Архангельскую губернию, то местная администрация сделала распоряжение выслать навстречу им отряд стражников. Вместе с тем предупреждены попутно и духовные власти. Председатель главного управления Красного Креста Ильин получил две настоятельных просьбы о немедленной командировке отряда Красного Креста в Олонецкую губернию, для оказания помощи бедствующим 800 паломникам, направляющимся к станции Няндома Северных жел. дорог. Морозы делают свое дело, и среди паломников много обмороженных и больных. Некоторые по пути умерли. Особенно страдают дети. Красный Крест немедленно командировал отряд, только что вернувшийся из Константинополя, со старшим врачом Арбузовым во главе».

Остановить обезумевших сектантов смогли только вооруженные казаки и жандармы Фото: Википедия

Наконец 8—10 февраля 1913 года  паломники были остановлены жандармами и казаками, загнаны в вагоны и под конвоем отправлены к месту жительства, а Иннокентий арестован и препровождён в Петрозаводскую тюрьму.

Бесславная кончина

Вскоре его слава померкла. На страну надвигались страшные годы  -началась  Первая мировая война, а за ней грянула революция и Гражданская война. В 1919 г. Иннокентий погиб при неизвестных до сих пор обстоятельствах – то ли при налёте очередной банды, то ли в результате пьяной ссоры из-за дележа принадлежавшего сектантам имущества.

Однако история секты на этом не закончилась, и последний раз «иннокентьевцы» дали о себе знать после войны, действуя, впрочем, далеко за пределами Карелии  - в той самой Молдавии, на земле которой и началась история Иннокентия. Секты же вновь вернулись в нашу повседневность в 80-90-е годы прошлого века..