«Рогатым» не изменяем. Горожане хотят сохранить троллейбусы

Многие петрозаводчане опасаются, что троллейбусное сообщение в городе вот-вот ликвидируют и они останутся без электрического транспорта. Однако упразднять его местные власти пока не спешат. В противном случае они не стали бы разрабатывать проекты по продлению линий в новые микрорайоны.

   
   

Транспортный банкет

Очередная волна слухов о ликвидации троллейбусов в Петрозаводске поднялась в связи с планируемой передачей всего общественного транспорта города под опеку республиканской власти. Дескать, под шумок разберут линии на части и вместе с «рогатыми» сдадут на металлом. Прецеденты такие есть: в Перми и Твери под шум реформы городского транспорта ликвидировали троллейбусные сети.

Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Карелии

«Надо расставить некоторые точки над «i», – говорит депутат Петросовета Галина Васильева. – Беседуя с горожанами на эту тему, разговор чаще заканчивается одной и той же фразой: «Угробят троллейбусы». Вот чего не хотят жители. Нам же предлагают изучить опыт городов, где троллейбусная система уже прекратила работу. …Реформа нужна, но не под копирку неудачных примеров, а с сохранением и развитием единственного муниципального предприятия «Городской транспорт». Мурманская и петрозаводская троллейбусные системы – самые северные в мире».

Правда, у «ликвидаторов» есть и весомые аргументы. Большую часть дня большие машины ходят пустыми, а при себестоимости одной поездки в 44 рубля билет стоит 25 рублей. Транспортный банкет редких пассажиров вынуждены оплачивать из местного бюджета – ежегодно на покрытие убытков «Городского транспорта» идет от 120 до 150 миллионов рублей. Впрочем, данную сумму все оценивают по-разному. Одни полагают, что это приемлемая плата за электрический транспорт, другие – что деньгам можно найти лучшее применение.

Продлить и расширить

Как бы то ни было, но пока что шансы на ликвидацию троллейбусного сообщения в городе невелики. Во-первых, обновление троллейбусного парка идет постоянно, хоть и бывшим в употреблении транспортом. За год с небольшим он пополнился 27 машинами из Москвы и Петербурга, при том что всего подвижной состав насчитывает 88 троллейбусов. Как рассказал председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства Андрей Бекелев, в ближайшее время из Северной столицы поступят еще десять «рогатых».

Во-вторых, в планах мэрии продление троллейбусных линий в новые микрорайоны города и расширение контактной сети в старых. Причем не только в планах, но уже и в разрабатываемых проектах. Так, в скором времени Лососинское шоссе от улицы Попова на Древлянке до проектируемого второго транспортного кольца расширят. Пока что идет подготовка проектной документации. Она и предусматривает продление троллейбусной сети до улицы Чистой на Древлянке-8, а также строительство новой тяговой подстанции. Протяженность сети составит почти километр.

За одной Древлянкой дело не станет. Специально созданная межведомственная рабочая группа рассматривает вариант строительства троллейбусной линии от Республиканской больницы до Лесного проспекта и на улице Куйбышева. Улица будет продлена до набережной Варкауса, пока что идет подготовка к строительству. Кроме того, троллейбусное управление предлагает связать линией Кукковку и Древлянку по Лесному проспекту, а также продлить сеть в микрорайон Кукковка-3 и по улице Университетской.

   
   

Наука в помощь

Однако в дымовой завесе планов и перспектив повисает один вопрос. Если троллейбусы останутся, то как увеличить пассажиропоток? Как отмечает Галина Васильева, в целом толковых предложений до сих пор не сделано. В 2017 году из-за ремонта мостов ряд троллейбусных маршрутов стали дублировать друг друга. В результате выручка уменьшилась сразу на 30%.

«Еще полтора месяца назад на заседании рабочей группы речь шла о включении жителей в обсуждение транспортных вопросов города, маршрутов в новые микрорайоны, но опрос до сих пор не проведен», – говорит депутат.

Правда, науку в советники все-таки привлекают. В частности, математиков и программистов, среди которых наставник технопарка «Кванториум Сампо» Алексей Панфилов.

Фото: Из личного архива/ Алексей Панфилов

«Мы с учениками IT-квантума разработали несколько программ, – рассказывает Алексей Панфилов. – Первое – возможность распознавать объекты в трансляции с онлайн-камер. В каждую секунду можно узнать количество людей на остановке, когда точно приехал автобус и какой это номер маршрута. Эти данные можно сохранять и использовать в другой нашей наработке – математической модели транспортной сети Петрозаводска. С её помощью можно рассчитывать нужное количество единиц техники или составлять оптимальное расписание. А уже отталкиваясь от полученных данных, можно планировать необходимый бюджет и расходы».